Взять — и отменить!
Для поддержания конкурентоспособности немецких компаний в Германии планируют отменить 8-часовой рабочий день и ввести гибкий график работы.
«Фирмы, которые хотят выжить в новом, пронизанном цифровыми технологиями мире, должны быть маневренными и уметь быстро созвать свои команды, — заявил глава Совета экономических экспертов при правительстве ФРГ Кристоф Шмидт. — Убеждение, что рабочий день начинается в офисе утром и заканчивается после выхода из офиса, устарело».
При этом эксперт предостерегает от скрытого увеличения рабочего времени. Возможно, работодателям бы этого и хотелось, но речь не об этом, говорит Шмидт. А о том, чтобы рабочее время более гибко распределялось в течение дня и недели.
Немецкие СМИ тут же напомнили, что местные работодатели не в первый раз выступают за отмену восьмичасового рабочего дня и сохранение действующей нормы об ограничении труда 48 часами в неделю. Но при этом еще и выступают за сокращение законодательно зафиксированной нормы обязательного перерыва между рабочими днями с 11 до 9 часов.
Профсоюзы выступают против из-за опасений, что фактически это не уменьшит, а увеличит рабочую неделю.
Дорогое удовольствие
Складывается впечатление, что против привычного нам 8-часового рабочего дня ополчилось пол-Европы! В частности, возможность снижения продолжительности рабочего дня обсуждают во Франции — по мнению консерваторов, старый режим работы «причинил много вреда».
Одно время эту проблему активно поднимали в Швейцарии, но так ни к чему и не пришли. Тем более что уровень зарплат в Швейцарии настолько высок, что граждане вполне могут себе позволить работать неполный рабочий день и ни в чем себе не отказывать.
Еще дальше пошли в Швеции. Два года назад там решились на эксперимент: местных сотрудников стали повсеместно переводить на 6-дневный рабочий день. При этом некоторое время СМИ, опираясь на всевозможные исследования, сообщали: эффективность работы не только не снизилась, но в некоторых случаях даже увеличивалась. Мол, сотрудники компаний, где был введен 6-часовой рабочий день, успевают делать столько же, сколько сотрудники других компаний за полноценный 8-часовой день.
Сторонники 6-часового рабочего дня утверждали: представление о том, что человек может эффективно работать в течение восьми часов, ошибочно. В то же время при 6-часовом рабочем дне люди чувствуют прилив энтузиазма и выкладываются на все 150%!
Впрочем, через некоторое время выяснилось, что для некоторых шведов нововведение оказалось слишком дорогим удовольствием. Например, об этом заявили в клинике по уходу за престарелыми из Гетеборга. Эта государственная компания ввела 6-часовой рабочий день и через несколько месяцев отрапортовала: качество услуг выросло, ведь сотрудники уставали не так сильно, а энтузиазма у них прибавилось. Однако цена этого «повышения энтузиазма» оказалась непомерно высокой: клинике пришлось нанять еще 17 человек, что обошлось городскому бюджету в дополнительные $1,3 млн.
Еще через некоторое время оказалось, что минус не только в дополнительных финансовых затратах: в клинике вырос уровень заболеваемости сотрудников с 8 до 9,3%. В другой компании, проводившей аналогичный эксперимент, сотрудники стали примерно втрое чаще просить отгулы, а выходы на больничный участились вдвое.
Причина проста: рабочий день сократили, а объем работы — нет. Сотрудникам пришлось выполнять тот же объем работы в более сжатые сроки, что в итоге привело к слишком высокой нагрузке, стрессам и, как следствие, заболеваемости и недовольству жизнью.
А что у нас?
Отечественные эксперты единодушны: в Украине о сокращении рабочего дня даже мечтать не приходится!
По словам директора по странам Восточной Европы компании World Staff Виталия Михайлова, в условиях, когда, по статистике, более чем в 40-миллионной стране работает лишь каждый четвертый, переходить на сокращенный рабочий день, мягко говоря, преждевременно.
«У каждой отрасли разная продолжительность дня, обусловленная производственной необходимостью, — говорит директор агентства Assis-HR Анна Безай. — У кого-то это 24 часа (например, в сфере услуг), для кого-то оптимален 8-часовой рабочий день (скажем, офисы и банки), а в каких-то сферах, возможно, достаточно работать и 4 часа».
Вот из этой производственной необходимости и надо исходить — решать этот вопрос на законодательном уровне для всех сразу было бы неверно, считает эксперт. Особенно учитывая, что сокращение рабочего дня вряд ли приведет к росту производительности — по крайней мере у нас в стране.
«Украинский бизнес сегодня находится в такой ситуации, что чтобы выжить и немного заработать, люди вынуждены работать по 10, 12, а то и 14 часов, — соглашается с коллегами генеральный директор Escadra Recruitment Agency Ltd Юрий Гороховский. — Так что в нашей стране о подобных нововведениях на нынешнем этапе не может быть и речи!»
Что касается Германии и других стран, то, говорит эксперт, было бы неплохо, если бы эти решения тоже были осознанны и чем-то подкреплены. Например, если какое-то исследование выявит, что у рабочих такого-то завода на седьмом часу работы снижается внимательность и это приводит к производственным травмам, то это, наверное, будет достаточным основанием для пересмотра продолжительности рабочего дня именно на этом заводе. Но не по всей стране и, тем более, не по всей Европе.
В тему
Это в наших генах
Американские ученые утверждают: 8-часовой рабочий день заложен на генетическом уровне.
На примере лабораторных мышей специалисты Медицинской школы Университета Пенсильвании выяснили, что максимальные пики активности у животных происходят один раз в 24 часа. Ученые объяснили: организм настроен на суточный ритм, а 24-часовой цикл, в свою очередь, разделяется на три 8-часовых.
8-часовой цикл совпадает с периодом максимальной активности генов, предположили эксперты. Это объясняет эффективность 8-часовой продолжительности рабочего дня.
История вопроса
Откуда взялся этот 8-часовой рабочий день?
«КП» в Украине» изучила вопрос и выяснила, что на этапе возникновения идеи 8-часового рабочего дня никаких социологических и психологических исследований не проводили. Решили просто разделить сутки на три части: треть — работе, треть — отдыху, треть — на личные дела и семью. Все справедливо!
К введению 8-часового рабочего дня впервые призвали Маркс и Энгельс. А произошло это в 1866 году на конгрессе Международного товарищества трудящихся. Профсоюзам идея понравилась, хозяевам предприятий — нет, так что ее реализация была отложена в долгий ящик.
Большинство источников уверяют, что 8-часовой рабочий день впервые за всю историю предложил своим работникам Генри Форд в 1914 году, да еще и поднял зарплаты своим сотрудникам вдвое. Коллеги-промышленники лишь крутили пальцем у виска, полагая, что Форд помутился разумом. Однако время показало, что гениальный предприниматель не прогадал: прибыль его компании за короткий срок выросла в 2 раза. Оказалось, что работники, получив возможность больше отдыхать, работали гораздо эффективнее.
В СССР Декрет об установлении 8-часового рабочего дня был издан 11 ноября 1917 года, но, учитывая, что суббота была рабочим днем, трудились все по 48 часов в неделю.
В 1928–1933-м перешли к 7-часовому рабочему дню и 42-часовой рабочей неделе, а потом ненадолго ввели рабочую пятидневку при шестом выходном дне (рабочая неделя — 41 час).
В годы войны перешли на 8-часовой рабочий день (48 часов в неделю), а после войны вернулись к довоенной практике.
В 1967-м в стране перешли на 5-дневную рабочую неделю с двумя выходными днями при 42-часовой неделе. При этом либо продолжительность рабочего дня немного превышала 8 часов, либо рабочие часы свыше 40 (5 дней по 8 часов) складывались в дополнительный рабочий день — так называемую черную субботу.
В 1977 году Конституция СССР закрепила 41-часовую рабочую неделю.
Сегодня КЗоТом Украины законодательно установлена 40-часовая рабочая неделя.
Наталья Мичковская