Давным-давно, когда еще не устала от ежедневной офисной рутины, права финансовой подписи и многочисленных совещаний, я была начальником. Небольшим, но все же. И мне, как начальнику, разумеется, время от времени приходилось решать кадровые вопросы, в частности, подыскивать людей на освобождающиеся или новые рабочие места. Дважды я брала на работу своих личных знакомых. В одном случае это сработало, в другом — нет.
Удача: Таня
С Таней я знакома с десятилетнего возраста — вместе учились в школе. Подружились, правда, уже после окончания школы, а много стали общаться еще позже, на почве совместных интересов. В один прекрасный день Таня пожаловалась, что ей смертельно наскучила ее работа. Так сложилось, что нам как раз был нужен человек. Отчего не попробовать? Попробовали. В результате она до сих пор, уже восьмой год занимается делами, связанными с той — для меня уже бывшей — работой.
Неудача: Алексей
А вот с Алексея я знала шапочно: хаживали в одну и ту же компанию, не более того. Вскоре выяснилось, что он активно ищет работу. Спросил и у меня — нет ли чего? У меня было. Встретились, поговорили, попробовали. Увы, уже через пару месяцев стало понятно, что ничего у нас не получится, а еще через пару пришлось расставаться. О том, что активный поиск работы — его обычное состояние, я узнала уже позже.
Хорошо хоть, я сразу, с самого начала сказала Алексею, что факт нашего знакомства никоим образом не означает какой-либо протекции или опеки с моей стороны, что спрос с него будет таким же самым, как и с других сотрудников. Коллегам же объяснила, что не беру на себя повышенной ответственности за него, а нанимаем мы его исключительно за отсутствием более интересных кандидатов (что правда). И все равно Алексей не простил мне этого увольнения. К счастью, он мне не друг, не сват и не брат: перестали общаться — невелика потеря.
Между молотом и наковальней
Человек, принимающий на работу своих знакомых, собственными руками вешает себе на шею лишний груз проблем. На него падает двойная ответственность: за человека — перед организацией, за организацию — перед человеком. От этой ответственности можно сколько угодно открещиваться, но если что-то пойдет наперекосяк, если у протеже возникнет какой-то конфликт на работе — рекомендатель рискует и лишиться друга-приятеля («как ты мог допустить?»), и подмочить свою деловую репутацию («кого ты нам привел?»). Отсюда резонный вопрос: стоит ли брать на себя эту головную боль?
Видимо, стоит — но только при соблюдении двух ключевых условий. Первое: железобетонная уверенность и в своем знакомом, и в своей фирме. Второе: наем именно этого человека должен быть выгоден и ему, и работодателю. Причем очень выгоден, более выгоден, чем поиск обычным способом — на открытом рынке.
Иными словами, если одна из сторон воспринимает сотрудничество как одолжение другой стороне, то от него лучше воздержаться. В жизни это может выглядеть так. «Я знаю, у тебя сейчас сложности, мы дадим тебе эту работу, чтобы помочь выкарабкаться из проблем и поддержать тебя». Или наоборот: «Мы не можем платить тебе столько, сколько ты стоишь, но ты нам очень нужен — помоги по дружбе!» Как только в ваших переговорах запахло чем-то подобным — от всей души советую, сворачивайте их скорее под благовидным предлогом.
Мало что действует на рабочий климат в коллективе столь же разрушительно, как наличие «любимчиков» и «неприкасаемых»: любовниц, великовозрастных детей-бездельников, тетушки предпенсионного возраста, которой позарез нужен непрерывный стаж и регулярные налоговые выплаты. Другие сотрудники, глядя на то, как фаворит начальника бездельничает, пока все пашут, рано или поздно задумаются: а так ли уж надо пахать? Начнутся сплетни, подсиживания и саботаж. Оно вам надо? Кстати, если ваш подопечный ни на что не годен — кто будет доделывать и переделывать его работу?
Есть и еще один минус. Избыток общения на работе может привести к «передозировке», к тому, что у вас пропадет желание иметь друг с другом дело на досуге. По этой причине, кстати, мужьям и женам не советуют работать вместе.
«У каждой тучи есть серебристая кайма»
Впрочем, есть и плюсы.
Во-первых, своего знакомого вы знаете лучше, чем чужого человека. Вы знаете его сильные стороны и ограничения, скрытые таланты и столь же тайные страхи, семейные обстоятельства, вкусы и предпочтения, взгляды на жизнь и прочее. Значит, у вас появляются дополнительные возможности наилучшим для всех образом приспособить его к работе — а работу к нему.
Во-вторых, если общаться с посторонним вы можете только на одном языке — на официальном, то с приятелем можно поговорить и по-приятельски. Иногда это удобно: ну как, спрашивается, на официальном языке сделать человеку замечание за, к примеру, неподобающий внешний вид? Как попросить пресечь нежелательные сплетни в коллективе или пошпионить для вас? С другой стороны, ведь и он может говорить с вами по-свойски. Например, сказать, что где-то вы зарапортовались, кого-то обидели, вот-вот сделаете глупость и так далее. В общем, должен же быть в свите хоть один мальчик, способный пискнуть — пусть вам на ушко — что король голый.
В-третьих, кроме писаных правил существуют и неписаные, причем «дух» организации гораздо эффективнее поддерживается именно неписаными правилами. Как в фирме принято обедать и пить кофе, поздравлять коллег с днем рождения, в котором часу уходить домой, в каком тоне и стиле общаться друг с другом, какие причины считаются уважительными, чтобы отпроситься с работы и так далее — все это либо невозможно, либо не нужно вводить приказами и распоряжениями. Это — вопрос традиций и негласных «конвенций». Если вам нужно ввести новые «конвенции» или изменить существующие, то маленький «заговор», в котором можно поучаствовать знакомого — то, что нужно.
Женя Харт
По материалам «Медпортал»