Каждый второй соискатель на сегодняшнем рынке труда — это хорошо разрекламированный «розовый слон», который оказался не нужен прошлому работодателю. Поэтому трудовые заслуги кандидатов стоит делить на два, полагают эксперты.
Наиболее часто ищущие работу меняют название своей должности на более громкое или попросту указывают более высокую должность, пишут в числе профессиональных навыков то, что прочитал в объявлении о вакансии, приписывают себе заслуги коллег или утаивают какие-либо факты, которые их могут скомпрометировать — например, крайне маленький опыт.
Классический случай сейчас, когда кандидат уверяет работодателя: «Я внедрял SAP». Когда начинаешь наводить справки, выясняется, что была проектная команда, человек действительно в нее входил, но при этом приходил на работу к 11, а уходил в 5, в то время как его коллеги работали до ночи. И кроме того, что он участвовал, рядом сидел, но за весь проект ни одного документа не написал и большого вклада не внес.
Помимо таких традиционных средств «художественной выразительности» в резюме, как преувеличение, соискатели используют все доступные средства, чтобы выказать всю свою привлекательность для работодателя — в ход идут фотографии, видеорезюме, собственные интернет-страницы. Часто соискатели привозят резюме лично даже из других городов в надежде сразу попасть на интервью. На практике масса претендентов, чьи резюме выглядят более чем достойно, в итоге не может подтвердить профессионализм реальным опытом и результатами работы.
В результате «кризисного 2009-го» соискателей на рынке труда стало намного больше, но количество квалифицированных специалистов не увеличилось. Сейчас в день присылают в зависимости от уровня позиции от 50 до 250 резюме. Например, на позицию коммерческого директора в день приходит 400 резюме. Интересно, что менеджера по продажам найти сложно, а коммерческих директоров — практически каждый второй.
На менеджеров по продажам присылают не больше 50 резюме в день, из них действительно подходящих — не больше десяти. Это не совсем точное количество, но резюме шлют все — и рабочие, и не рабочие, люди, которые занимались логистикой, и люди, которые вообще никогда ничего не продавали. Кандидаты иногда что видят, то и шлют, что видят, то и поют.
Соискатели, как правило, предпочитают не упоминать об опыте работы до трех месяцев или до шести месяцев, если речь идет о высоких должностях. Как правило, когда начинаешь копать, совершенно случайно выясняется, что человек где-то работал, но не прошел испытательный срок, был причиной какой-то конфликтной ситуации на новом месте работы. Естественно, кандидат предпочитает это не указывать либо пишет, что был в учебном отпуске или путешествовал. Может и «удлинить» себе срок предыдущей работы на 3–6 месяцев.
Выявлять обманщиков рекрутеры стараются при «очной ставке». Очень легко «запудрить мозг» рекрутерам общими фразами. А когда задаешь профессиональные вопросы — как вы амортизируете самолет или как вы будете что-то списывать, — по реакции человека можно понять, насколько он действительно специалист.
Называют таких обманщиков «булшитерами». При этом больше всего таких соискателей среди специалистов среднего уровня — финансовых контролеров, менеджеров и т. д. Им действительно кажется, что это они все сами делали, они начинают верить в это, им хочется, чтобы их ценили, но, как правило, выясняется, что их амбиции завышены.
Наталья Ищенко
По материалам «BFM»