У человека может быть масса причин чувствовать свою исключительность на работе: преклонный возраст, опыт, нервы, семейные обстоятельства или беременность. Искренне считая, что имеет на это полное право, он пользуется своим положением, играя на эмоциях коллег: сострадании и жалости.
Семейные обстоятельства
«Есть какие-то понятные вещи: если, например, у сотрудницы мама болеет сильно, она одна, и нанять сиделку ей не по карману, — я готова пойти навстречу, отпускать пораньше, перевести на частичную работу из дома, — говорит начальник отдела Кира. — Но бывают случаи, когда человек находится в абсолютно таком же положении, как остальные, а при этом ведет себя так, будто ему все должны.
Вот, например, одна моя сотрудница, мать двоих детей, считала, что в связи со своим материнством она может приходить на два часа позже, уходить на час раньше и «грузить» коллег просьбами доделать за нее то-то и то-то, — продолжает Кира. — Но у нас большинство сотрудниц — мамы, более того, некоторые растят детей без отца (у этой сотрудницы муж был), и мне было совершенно непонятно, почему они должны были тянуть не только свою, но и ее работу. На работе мы все в равных условиях: нам платят деньги за то, что мы выполняем. Когда я попыталась поговорить с ней и перевести ее на полставки (что было бы честнее и удобнее для нее самой), она оскорбилась и уволилась».
Людей, пользующихся своим положением для давления на коллег, психологи называют манипуляторами: когда другой человек хочет, чтобы вы в его интересах что-то сделали. При этом сам человек не собирается ничего отдавать взамен. Человек старается как можно больше взять и как можно меньше отдать. Рецепт поведения с такими людьми прост: надо не вестись на манипуляцию.
Беременность
«У меня в отделе сейчас две беременные женщины, — рассказывает редактор Илона. — Обе работают в должности корректора. В последнее время я не знаю, как с ними работать: они перестали адекватно реагировать на критику и замечания. Чуть что — в слезы. При этом внимательность и качество работы значительно понизилось. Допускают очень много ошибок. Приходится исправлять самой, только бы не видеть вновь их слез. Ума не приложу, что делать».
Беременность нельзя называть манипуляцией в чистом виде. Это действительно особое состояние, во время которого происходит гормональная перестройка человека, возможны всякие непредсказуемые эмоции, токсикоз, плохое самочувствие. Поэтому, если девушка до этого была хорошим сотрудником, лучше смириться с ее состоянием и пережить его. Как-нибудь перетерпеть этот период.
Природа манипуляций при болезни или беременности отличается от манипуляций, в основе которых лежит профессиональный опыт, стаж или размер зарплаты. В этом случае на передний план выходят не профессиональные, а личные отношения. Люди искренне верят, что они заслуживают особого отношения и ожидают его от окружающих независимо от того, где они находятся: дома или на работе. При беременности также нужно принимать во внимание эмоциональные колебания, связанные с физиологией.
Возраст
«Я заметила, что люди в возрасте, проработавшие основную часть жизни на госпредприятии, очень медленно и трудно привыкают ко всему новому, — говорит госслужащая Полина. — А у нас на работе сплошь и рядом случается, что более старшие сотрудники «сваливают» это самое новое на молодых. Поэтому, когда начинается какая-нибудь проверка, сразу возникает куча просьб: «Вера, ну напечатайте документ», «Маша, ну отвезите бумаги (на другой конец города, между прочим)», «Катя, ну вы же видите какая обстановка, придется посидеть сегодня до ночи».
Если возраст используется для того, чтобы заставить более молодых сотрудников сделать что-то за коллег, важно не дать возможность жить за свой счет, и иногда приходится идти на конфликт. Конфликт при этом не обязательно должен быть враждебным, можно просто уведомить начальство об этих проблемах. Любой сотрудник хочет, чтобы его ценили. Нужно прийти и сообщить начальству, что эту работу за другого сотрудника делаете вы. Можно сказать, что вы не против выполнения этой работы, однако тогда ваши должностные инструкции и, может быть, зарплата должны быть изменены. Скорее всего, ваш руководитель это оценит, потому что вы не стали провоцировать конфликт без его ведома. Вы пришли и говорите о проблемах на работе, вы обращаетесь к начальству, чтобы оно поставило все на свои места.
Опыт
«Были у меня очень непростые отношения с коллегой, которая была старше меня лет на тридцать, — рассказывает маркетолог Олег. Она была постоянно — просто всегда — уверена, что права. Признать свою ошибку для нее было высшим унижением (и ты чувствовал себя именно так, когда доказывал ей ее неправоту — обидчиком слабых и несчастных). Ее главный аргумент был: «Я старше, у меня опыт».
Когда идет давление возрастом, важно, чтобы более молодой сотрудник ощущал себя профессионалом, тогда он сможет отнестись к таким советам адекватно. Если человек будет на это опираться, он уважительно выслушает то, что ему говорит старший коллега, но одновременно подумает и поймет, что он, как новое поколение, может внести в работу.
В случае манипуляций на работе, в основе которых лежит стаж, на первый план выходят профессиональные отношения и та часть личности, которая нарабатывалась в осознанный взрослый период. В этом случае манипулятивное поведение более осознанно и продуманно; под такую манипуляцию скорее попадут молодые и менее опытные сотрудники.
Опыт работы — это не всегда плюс: «Свой собственный опыт позволяет нам ошибаться гораздо увереннее». Психологи советуют всегда — и манипулируемому, и самому манипулятору — держать в голове, что опыт может быть устаревшим. Здесь важно четко, как с любым манипулятором, держать свою позицию.
Маленькая зарплата
«Когда я работала на телевидении, был у нас один редактор, который постоянно всем рассказывал, как он мало получает, — говорит Наталья. — Он не скрывал, и был полностью уверен в том, что раз он получает так мало, что «на жизнь не хватает», то он будет писать меньше текстов, чем все остальные. Каково же было мое удивление, когда однажды я узнала, что мы с ним получаем одинаково. Просто я, в отличие от него, свою зарплату маленькой не считала и работала в полную силу».
Человек, который получает меньше, чувствует себя недооцененным, у него скапливается обида. Он хочет быть услышан. Это некий внутренний протест. Тут важно помнить функциональный круг своих обязанностей. Можно и прибегать к определенным житейским хитростям: делать вид, что заняты, делать вид, что делаете больший объем работы. Иногда действительно брать больший объем работы на себя — чтобы возникало меньше подобных претензий.
Елена Рыкова
По материалам «Деловая сеть»