Как говаривал профессор Преображенский из «Собачьего сердца», «разруха не в сортире — разруха в головах». Кризис — тоже. Мы понимаем, что рано или поздно кризис закончится, — но все равно мотаем друг другу нервы мрачными прогнозами, нагнетаем истерию, делая всеобщего врага все сильнее. Как не пустить кризис внутрь себя, а то и применить его мобилизующий эффект себе на благо?
Отчетливо заметны нынешние изменения эмоционального фона. Люди остаются без денег и работы, банки меняют условия кредитов… Естественно, это приводит к подавленности и апатии, к депрессии или, напротив, тревоге. Частый случай — потеря веры в будущее.
Одни, потеряв свой маленький бизнес, говорят, что вряд ли захотят начать все сначала даже после кризиса. Другие считают, что правительство бессильно чем-либо помочь стране, и переходят на некую автономию: делают громадные запасы продуктов. Тревожное состояние может вызвать и обострить ряд заболеваний, а депрессия способна довести человека до того, что он лежит на кровати и не видит смысла вставать.
Два «заклинания» от психологов
Впрочем, это уже крайние случаи, когда необходима медикаментозная помощь. А чтобы до такого не доводить, советуем если не обращаться к психологам, то хотя бы самостоятельно почитать соответствующую литературу и поработать над собой.
Стоит запомнить, как заклинание, две фразы — несмотря на некоторый пафос, вытянуть они могут чуть ли не из петли: «Все будет хорошо, несмотря ни на что» и «Сильный человек отличается от слабого умением выжить в самых невозможных для жизни обстоятельствах». Еще можно напомнить себе, что нынешний кризис — ерунда по сравнению с тем, что приходилось переносить людям. Слава Богу, у нас — не война, не голод, не чумной мор…
Но сидеть в одиночестве — особенно перед телевизором с его жуткими новостями — не стоит, даже если вы «работаете над собой»: больше времени надо проводить в социуме, особенно со спокойными и рассудительными собеседниками. Театр, активный отдых, смена деятельности тоже полезны. А вот попытки выключиться из общества и вести растительную жизнь, «пока все не утрясется», — ошибка. Судорожные попытки «спасти свои деньги» или «запастись впрок», чреватые лишними тратами — тоже.
У мошенников — охотничий сезон
Обратите внимание: лохотронщики, которые охотятся на паникеров, спешащих «спасти свои деньги» или запастись хоть чем-нибудь, уже возвращаются в Киев. У станций метро «Лесная» и «Дарница» были замечены аттракционы «Лошадиные бега», где прохожему предлагают угадать, какая из лошадок на компьютерном мониторе финиширует первой (либо просто дают билет с номером «коника»).
Ответ непременно оказывается верным, за него сулят дешевую бытовую технику, но тут же находится еще один — подсадной — игрок, который указал на ту же лошадку. Организатор бегов разводит руками и «придумывает выход из положения»: приз достанется тому из победителей, который больше предложит. К концу аукциона азартная жертва сама предлагает за это барахло сумму, на которую в магазине можно взять пять-шесть таких «призов».
Уж если настолько старый, практически легендарный лохотрон снова в строю — значит, вскоре не будет прохода от наперсточников, агентов финансовых пирамид и «мировых фирм по производству косметики». И заработает вся эта нечисть на порядок больше, чем в эпоху всеобщего благоденствия.
Плачьте и смейтесь — только не молчите
Состояние устойчивого стресса может привести к совершенно нетипичному для вас поведению. Одни начинают много и не «в тему» смеяться, другие постоянно плачут, третьи, как наркоманы, только и ищут в сводках новостей очередную дозу негатива — «гривня упала», «депозиты заморозили»…
И все эти реакции нормальны: наоборот, если человек в общем кризисе остается спокойным, как удав — значит, его нервозность просто затаилась и выплеснется позже. Эмоции должны выражаться — хоть в слезах, хоть в смехе. И вообще — сознательно насыщайте свою жизнь позитивом, он сейчас более чем необходим: при любой возможности выезжайте на природу, отвлекайтесь с помощью любимого хобби и приятных людей.
Общая напряженность не может не сказаться на уличной обстановке. И без того частые перепалки в маршрутках и магазинах могут стать ежедневным ритуалом. Если раньше человек мог сдержаться, то сейчас так и хочется вылить на кого-то накопившуюся злобу. Чтобы «выжить» в подобной ситуации, постарайтесь абстрагироваться от происходящего. Почитайте в транспорте что-нибудь, разгадайте кроссворд. Если вам откровенно хамят — сдержитесь, ответьте предельно вежливо и сами будете чувствовать себя на высоте. Не поддавайтесь на явные провокации: вас попросту хотят использовать в качестве боксерской груши.
За «хэппи-эндом» — в кино
Когда видеть действительность совсем не хочется, люди убегают от нее в кинозалы. Так повелось еще с Великой депрессии.
Эти кадры, наверное, хоть раз в жизни видел каждый: тонкий силуэт девушки на фоне багрового заката, и самый знаменитый монолог в истории кино. «Бог мне свидетель, я обману, украду, убью, но больше никогда не буду голодать!» — кричала Вивьен Ли, Скарлетт О’Хара из «Унесенных ветром». Этот фильм вышел в 1939-м году уже по окончании Великой депрессии и идеально ее резюмировал: люди вынесли этот ад и готовы на все, чтобы он не повторился.
Еще один герой этого фильма, Ретт Батлер, утверждал: большие состояния делаются на гибели и зарождении империй. И верно — начало «золотому веку» Голливуда было положено именно тогда, когда по всей стране простые люди сидели без работы, а разорившиеся миллионеры пачками сыпались из окон нью-йоркских небоскребов. У многих тогда не было денег на еду, но была пара центов на билет в кино.
И люди покупали продукт «фабрики грез» (в середине 1930-х Голливуд выпускал около 400 фильмов в год!) — сладкие, пахнущие дорогими парфюмами, звенящие бриллиантами киносказки. Самый популярный жанр в это время — сентиментальные мелодрамы и мюзиклы. Легендарные Джуди Гарленд, Дина Дурбин, Фред Астер, Джинжер Роджерс — с их улыбками, песнями и зажигательными танцами, — все они родом из Великой депрессии. Кстати, именно тогда появилось понятие «хэппи-энда»: даже самая грустная история просто обязана хорошо кончиться — ведь именно за это люди отдают последние деньги.
А в Советском Союзе 1930-е годы — времена репрессий, голода, страха — обозначились такими развеселыми фильмами, как «Веселые ребята» (1934) с Утесовым, «Цирк» с Любовью Орловой (1936)… Да и во времена Великой Отечественной, когда, казалось, было совсем не до фильмов, их тоже снимали на удивление много. И практически все — добрые, задушевные. Да, о войне, но не той, реальной, а о лубочной, что ли, — когда крови почти нет, а победа будет обязательно и совсем скоро. Вспомнить хотя бы картину Ивана Пырьева «В 6 часов вечера после войны» (1944): на мосту — поцелуй, в небе — салют, в сердцах зрителей — надежда…
Можно спрогнозировать, что в ближайшем будущем кассовые рекорды будут бить именно романтические мелодрамы, комедии, веселые мультфильмы — все, что заставляет отвлечься от суровой реальности, расслабиться и улыбнуться.
Разбогатеть за время кризиса
Речь идет о богатстве, которое в дензнаках не выражается. Но с ним и денег нажить куда проще. Что же ценного, по мнению психолога Софии Андрейченко, можно вынести из нынешнего смутного времени — кроме опыта решения финансовых проблем?
«Ячейку общества», которую уже разрушают размолвки, кризис может добить нервозностью и скандалами из-за каждой потраченной гривни. Но может и спасти — ведь нам так свойственно прижиматься друг к другу из-за внешних угроз! Больше взаимного внимания, тепла, общих действий, обсуждений, совместное и тщательное «бюджетное планирование», меньше упреков — и к концу кризиса люди под одной крышей будут еще ближе друг к другу.
Очень важно «не упустить» детей. Если дома — атмосфера беспокойства, а до личных страхов ребенка никому нет дела, то тревога внутри него будет нарастать и выливаться в агрессию, что чревато хулиганскими выходками и плохими компаниями. Если же в семье царит бодрый настрой «ничего, пробьемся», с ребенком говорят о том, что его гнетет, и дают понять, что его усилия в общем деле выживания тоже важны — то тяжелые времена станут хорошим средством для его воспитания.
Социальный отбор в действии: одни в панике, другие в депрессии… А значит, для тех, кто уже прикинул, чем будет заниматься после кризиса, освободилось место под солнцем. Есть время обрасти связями и информацией, раздобыть по дешевке что-то из «орудий производства», от которых избавятся банкроты, договориться «на будущее» с клиентами и ныне безработными специалистами…
Когда ваши конкуренты хватятся наверстывать упущенное, у вас уже будет солидный задел. Немалая часть нынешнего российского бизнеса восстала из праха дефолта именно так. А если вы начинаете новое дело не с нуля и у вас уже есть рабочий коллектив — значит, нужно его, как и семью, сплотить настолько, что с ним можно идти хоть в разведку.
Владимир Алифанов, Марта Борисова, Наталья Великая
По материалам «Газета по-Киевски»