Сегодня в «Одноклассниках» не только студенты и скучающие клерки, но и министры, бизнесмены, шоу-звезды, писатели и политики. Начался бум социальных сетей. И уже прозвучала версия, что этот бум принципиально изменит всю сложившуюся систему поиска работы.
Проекты в этой сфере открываются один за другим — «Одноклассники», «Мой круг», «В контакте», «Вспомни» и проч. И судя по всему, в ближайшее время можно будет услышать еще о нескольких.
«Думаю, что повальное увлечение социальными сетями — это очередная мода», — говорит Валентина Крылова, главный редактор профессионального интернет-портала рекламистов — Просто эти проекты появились, что называется, в нужное время в нужном месте. Экономическая ситуация более-менее стабилизировалась, накал борьбы за существование снизился и возникла ностальгия по «просто общению», по восстановлению социальных (а не только деловых и профессиональных) контактов. Вот и выстроилась цепочка: сначала развернулись всевозможные профессиональные форумы, потом появились блоги, теперь — социальные сети».
Так или иначе, но последние полгода разбухшие (более 10 млн. пользователей) социальные сети все чаще проявляются в новом качестве — как способ поиска работы и работников. Некоторые из них (например, «Мой круг») изначально задумывались как пространство для жаждущих трудоустройства, для других («Одноклассники» и «В контакте») — это явно побочный эффект.
Принцип примерно такой же как в газете «Из рук в руки»: зачем тому, кто хочет что-то продать (в данном случае — свой труд), и тому, кто хочет что-то купить (найти сотрудников), посредники? Чем больше людей в той или иной сети, тем больше шансов, что они напрямую найдут друг друга. Тем паче, что Интернет дает возможность установить мгновенный, не зависящий от расстояний и к тому же бесплатный контакт.
Все попали в сети
Сами профессионалы в сфере рекрутинговых проектов признают, что сегодня Интернет доминирует в этой сфере окончательно и бесповоротно.
По оценке специалистов, около 7–8% посетителей Интернета используют его при поиске работы, и это число постоянно растет. Причем перенос вектора рекрутинговых интересов в Интернет — общемировая тенденция, подтверждаемая самым надежным и прозаическим доводом — деньгами. Например, в США в 2007 году американские работодатели потратили на онлайн-сервисы $6,7 млрд. — почти вдвое больше, чем годом раньше.
Рост впечатляющий, но именно бум социальных сетей вносит неожиданные коррективы в развитие интернет-рекрутинга. Их апологеты полагают, что соцсети станут новым словом в системе поиска работы и подбора персонала и отодвинут на задний план кадровиков-профессионалов. Так же, как супермаркеты отодвинули в сторону маленькие магазинчики с прилавками. И по той же аналогии россияне, воспользовавшись возможностями социальных сетей, в вопросах трудоустройства перейдут на интернет-самообслуживание.
Лицом к лицу лица не увидать?
Принцип действия социальных сетей в этом плане прост. Пользователь, создавший на сайте, например, «Мой круг» свою страницу, указывает сферы своих профессиональных интересов, перечисляет места работы и отмечает, ищет ли он работу в настоящий момент. А специальный поисковик помогает найти потенциальному работодателю интересный ему «кадр». Второй вариант — информация, передающаяся по принципу «сарафанного радио», через бывших одноклассников, сокурсников, сослуживцев, с которыми установлен интернет-контакт. С учетом «принципа шестого» (считается, что все люди на планете знакомы между собой максимум через пять персон) эффект получается весьма внушительный. Во всяком случае — по количеству потенциальных контактов, а следовательно — предложений.
Что и позволяет наиболее горячим сторонникам социальных сетей на разные лады перепеть известную песенку из «Приключений Электроника»: «До чего дошел прогресс, труд рекрутеров исчез…»
Интернет-специалисты, впрочем, настроены куда более скептически. «Это не принципиальная реформа устоявшихся форм поиска работы и персонала, социальные сети просто упрощают этот процесс, делают его более многовариантным, — полагает Павел Власов-Мрдуляш, главный редактор онлайн-газеты. Сам Павел, впрочем, именно в «Моем кругу» нашел одного из сотрудников для нового интернет-проекта. «Но и традиционными способами — услугами профессиональных рекрутинговых агентств — мы тоже воспользовались», — добавляет он.
И этот вариант все же останется главным, убеждены сами рекрутеры. «Работные» сайты не видят в социальных сетях конкурента и угрозу бизнесу. Напротив, сети станут еще одним инструментом рекрутеров.
Конечно, работодатели и соискатели все активнее используют социальные сети для поиска друг друга. Но не стоит забывать, что соцсети подходят только для селективного, персонального рекрутмента. То есть когда необходимо найти сотрудника с опытом работы в определенных компаниях или обладающего специфическими навыками. Это «ручной» и очень трудоемкий процесс. Для массового рекрутинга, где главными показателями являются цена и скорость подбора персонала, как нельзя лучше подходят классические job-порталы с хорошей посещаемостью и профессиональные кадровые агентства. Впрочем, не исключено в будущем интеграцию сервисов job-сайтов и социальных сетей. Кстати, подобные процессы уже идут на американском и европейском интернет-рынках.
Скорее всего, когда первый ажиотаж схлынет, рынок рекрутинга сложится примерно следующим образом. С одной стороны социальные сети, кадровые сервисы которых частично или полностью интегрируются с крупными job-проектами. С другой — профессиональные кадровые агентства, работающие по заказам крупных корпораций и в качестве их агентов становящиеся клиентами этих job-проектов.
Процесс интеграции уже идет, например, каждая двадцатая из зарегистрированных на Job.ru компаний — это именно кадровые агентства. В итоге сложится своеобразная «тройка», которая помчится в предсказуемом и определяемом профессионалами направлении.
Кадровое браконьерство
Сети в руках профессионалов — это оптимальный вариант. Если же общего языка старые и новые игроки рекрутингового рынка не найдут, то на какое-то время может воцариться ситуация двух центров. На одном полюсе окажется система профессионального подбора кадров, на другом — «вольница» социальных сетей.
Подобный расклад может иметь и неприятные последствия. В социальных сетях начнется тенденция завышения соискателями своих должностей и профессиональной компетенции. Менеджер подает себя как старшего менеджера, старший менеджер — как руководителя департамента, студент, раздававший рекламные листовки на улице, начнет выдавать себя за опытного маркетолога, а вахтер — за специалиста по системам безопасности. Подобное можно наблюдать и в размещаемых на job-сайтах резюме, но здесь-то опытный HR все это отсечет, а в соцсетях — полная свобода отношений, что хочу то и ворочу. И она может обернуться массовой неадекватностью информации о соискателях работы. Соответственно, рынок будет дезинформирован.
Узелок завяжется…
Сегодня рынок рекрутинга перегрет, спрос растет гораздо большими темпами, чем предложение, по некоторым позициям — в разы. Например, остро не хватает мидл-менеджмента, а на IT-директоров вакансий идет раз в пять больше, чем резюме. Связано это, прежде всего, с обилием инвестиционных денег: в стране зарождается много новых бизнес-проектов. А значительное упрощение поиска работы с помощью Интернета — последний штрих в картине. В результате образовалась целая когорта людей, особенно — в возрасте 23–27 лет, стаж работы которых на каждом месте их трудоустройства — менее года. Для них работа — это что-то вроде вечной лотереи, устроившись на одну, они тут же начинают поиск новой, более престижной, более высокооплачиваемой. И это явление становится достаточно массовым, что позволяет расценивать его как социальное. И очень тревожное.
С точки зрения подобных проблем job-сайты имеют явное преимущество перед «стихийным» рекрутингом в социальных сетях. На некоторых «работных» порталах уже задумались о технологиях, которые позволили бы обеспечить чистоту контента размещаемых резюме, — что априори нереально в соцсетях.
Проблема общения
Судя по всему, проблема социального общения оказывается в определенном конфликте с интересами бизнеса и работы. Правда, смотрят на эту проблему везде по-разному.
«Социальное общение», прежде всего — в Интернете, все чаще воспринимается как ущерб делу. Daily Mail, например, сообщает, что современные европейцы половину своего рабочего дня проводят за общением в «аськах», скайпе, социальных сетях и других средствах интернет-коммуникаций. В Британии экономический ущерб от этого оценивается в $280 млрд. в год. А те работодатели, которые запретили в своих компаниях доступ в «аську» и социальные сети, констатируют рост производительности труда в своих коллективах. Дальше всех пошла администрация британской компании Phones4U, которая запретила своим сотрудникам вести внутриофисную интернет-переписку, предлагая обсуждать все вопросы в живых разговорах. По оценке специалистов, в итоге это экономит компании около $2 млн. в месяц. Как заметил по поводу этой проблемы представитель компании Cadillac, технологии интернет-коммуникаций, «которые должны способствовать экономии времени, иногда действуют наоборот».
Места хватит всем
Думаю, что бум социальных сетей продержится в максимум год. Не забудьте, что пока еще действует эффект новизны, а потом люди наиграются и обнаружат, что с бывшим одноклассником в общем-то не о чем говорить, а через бывшего сокурсника глупо искать хорошую работу. И тогда все встанет на свои места.
Собственно, история подтверждает подобный прогноз. Так уже было — с появлением кинотеатров предрекали конец театра, с появлением видео — конец кинотеатрам, с появлением блогов — конец профессиональной журналистики. В итоге каждая новинка заняла свое место. Социальные сети ожидает та же история. Это просто очередная коммуникативная среда, которая очень скоро займет свое, отнюдь не ажиотажное место.
По материалам «Карьера»