В большинстве стран мира использование графологии или анализа почерка при приеме на работу распространено мало. Точная статистика отсутствует, но сами графологи говорят, что от 50% до 75% компаний в той или иной мере используют анализ почерка в процессе принятия решения о найме сотрудников. Последнее из известных исследований было проведено в далеком 1991 году. Оно показало, что 91% французских государственных и частных компаний в своей работе использовали графологию.
Так что же такое графология?
«Обычно мы консультируем компании уже после того, как они составили шорт-лист из кандидатов, — рассказывает Катарин Ботью, один из наиболее известных специалистов-графологов во Франции. — Мы предлагаем им написать мотивационное письмо от руки».
Эксперт говорит, что выводы графологов, как правило, подтверждают оценки HR-менеджеров и результаты тестов. «Однако порой мы обращаем внимание на некоторые детали и черты человека, которые по каким-то причинам оказались скрытыми от внимания интервьюеров и не были представлены в результатах всевозможных тестов», — делится опытом Катарин Ботью.
Что касается самого процесса анализа, то это комплексная методика исследования, которая включает в себя целый ряд параметров, в том числе размер букв, угол наклона, форму, пробелы, давление ручки и другие.
Основная идея заключается в том, что письмо, а следовательно и почерк, раскрывает личность. Происходит это как осознанно, так и бессознательно.
Бертрам Дюран сейчас помогает управлять международной компанией по подбору менеджеров высшего звена CNPG, в течение же предыдущих трех лет учился на графолога в Нью-Йорке. «Я не могу описать в двух словах как мы делаем свою работу. Это узкоспециализированная техника, основанная на учении Юнга, — говорит он. — Но только потому, что мы не можем измерить эффективность нашей работы с помощью математики или статистики, не значит, что графология бесполезна. Мы видим чрезвычайно высокий процент удовлетворенности наших клиентов. Люди используют его, потому что он работает».
«Я понятия не имею, как это работает, но для меня очевидно, что почерк классного специалиста по маркетингу отличается от почерка продажника, который в свою очередь контрастирует с почерком художника или бухгалтера», — говорит один из хедхантеров.
О чем же таком сокровенном может рассказать почерк?
Владимир Тараненко, отечественный эксперт в области визуальной психодиагностики и графологического психоанализа в одной из своих книг писал следующее:
«На «выходе» графолог предоставляет определенную психологическую информацию, чаще всего в текстовом виде. Объем раскрываемой информации, ее качество, а это прежде всего степень прогностичности, максимальная понятность формулировок и отсутствие малозначимого словесного «мусора», — как раз и демонстрируют квалификацию специалиста-графолога.
Однако, если заказчик заранее не определяет, что особенно его интересует в будущем психологическом анализе, то на выходе получается нечто смахивающее на описание психологического портрета человека, правда, с изрядным креном в раскрытие интимных или тщательно скрываемых личностных черт, невротических комплексов, индивидуальных своеобразий и т. п.
Последний момент принципиален. Если вы имеете «обычное» психодиагностическое описание человека, которое можно получить, например, путем наблюдения, беседы, заполнения анкет и различных опросников, значит, у вас, может быть, и хороший материал, но никак не графологическое заключение. Графолог должен непременно сообщить (таковы достоинства метода!) вам о человеке что-нибудь из того, о чем вы лишь смутно догадываетесь, причем сделать это более системно и прогностично. Таким образом, вы не только поймете, почему человек так себя ведет, но и сможете прогнозировать его поведение в той или иной ситуации.
Графолог обязан также ответить на все уточняющие и конкретизирующие вопросы, но лучше, если заказчик подготовит перечень таких вопросов заранее и предоставит графологу вместе с рукописным текстом. В то же время сам графолог никаких наводящих вопросов относительно характера и психологических мотивов человека, почерк которого он берется анализировать, задавать не должен.
По опыту знаю, что чужая интерпретация фактов будет только мешать «чистоте» работы; максимум, чем интересуюсь, — служебной или житейской биографией (когда получаю заказ от службы управления персоналом фирмы). Учтите также, что заказчик, который не знает, о чем спросить (или скрывает свои вопросы), заметно снижает мотивацию графолога к труду над предоставленным текстом».
Скептики против
Многочисленные исследования на протяжении многих лет показывали, что графология — не наука, а все заключения этих «специалистов» не более чем догадки.
«Если вы попросите группу графологов изучить один и тот же кусок почерка, то все они придут к разным выводам. Эта наука ничем не отличается от астрологии или нумерологии», — говорит Логан Беге, работающий в Университете Гренобля.
По его словам, главный трюк графологов заключается в том, что они используют содержание писем кандидатов для построения их психологического портрета.
В подтверждение своих слов он приводит результаты израильского исследования, которое показало, что, когда графологам были предоставлены тексты абсолютно нейтрального характера, уровень точности специалистов значительно упал.
В ответ на это графологи говорят, что у психологов достаточно мощное лобби, которое не заинтересовано в распространении графологии. «Считать, что различные психологические тесты дают нам больше знаний о кандидате, чем графология, — это нонсенс», — уверены графологи. Ведь у двух абсолютно разных людей могут быть совершенно одинаковые результаты тестов. В то время как почерк будет всегда разным.
Катарин Ботью с усмешкой отмечает, что предлагает скептикам проанализировать их собственный почерк. «Их скептицизм быстро улетучится», — резюмирует она.
Андрей Кравец