О начале кризиса нам объявили осенью 2008 года. К разговору об этимологии самого термина «кризис» (от древнегреч. «kriϖsiς») — в Древней Элладе он употреблялся аж в десяти разных значениях:
-
Разделение, различение
-
Суждение, мнение
-
Суд, решение, приговор
-
Суд, судебное разбирательство
-
Состязание
-
Спор, тяжба
-
Выбор, избрание
-
Исход, окончание
-
Истолкование
-
Переломный момент
Пожалуй, в наши дни под кризисом чаще всего подразумевается именно переломный момент. Но обратите внимание — почти все остальные значения также имели место быть в нашей жизни за последний год! И разделение налицо: жизнь до начала кризиса и жизнь после. И приговор: мечтам, планам, надеждам. И состязание — кто кого: ты — кризис или он — тебя? И полнейшее ощущение грустного исхода, окончания или неприхода чего-то важного в жизни у многих людей. И истолкование: переосмысление своего отношения к жизни и к персональным ценностям. В общем, груз получился тяжелый.
И вот этот тяжелый груз свалился на головы наших сограждан, которые уже успели расправить крылья, грудь была колесом, и, поверив в светлое безоблачное будущее, выстроить далеко идущие планы. Volens-nolens всем нам пришлось меняться в отношении ко всему: к работе, к семье, к отдыху, к тратам на удовольствия. Изменения такого рода обычно происходят медленно, и год — крайне малый срок для того, чтобы они стали очень заметными. Но некоторые тенденции настолько сильны, что уже сейчас бросаются в глаза.
Наверное, чтобы обозначить «кризисные» изменения во всех сферах жизни человека, потребуется крупномасштабное социологическое исследование, ведь надо учитывать такие специфические особенности, как возраст, пол, семейное положение, образование, регион проживания, политические убеждения, отношение к религии, наличие сбережений, сделанных в «тучные» годы, и т. п. Поэтому я попробую подойти к вопросу изменений более узко: что же за этот год изменилось в отношении наших людей к работе? Вот каковы, на мой взгляд, некоторые тенденции.
Тенденция № 1
За работу стали крепче держаться. Взаимосвязь «работа — кусок хлеба (просто кусок хлеба, кусок хлеба с маслом или даже с икрой)» осознана, прочувствована и принята к сведению. Сокращения в нашем бизнесе еще не прекратились и также стимулируют отечественных работников с пиететом относиться к самому факту обладания постоянным местом работы и, следовательно, источником более или менее регулярных доходов.
Тенденция № 2
Запросы к уровню оплаты и условиям труда со стороны наемных работников слегка уменьшились. Если в начале и середине года многие специалисты решительно отказывались прогнуться под требования работодателя, к концу года им пришлось стать сговорчивее: у кого-то закончились деньги, отложенные на «черный день», кто-то пришел к выводу, что пересидеть трудные времена не получится, кто-то побоялся потерять квалификацию и подпортить карьеру вследствие длительного перерыва в работе… Тем не менее, осталась немаленькая группа «стойких оловянных солдатиков», которые умудрились сохранить старую работу или получить новую на желаемых условиях.
Тенденция № 3
Частый отказ (или саботаж, когда прямо отказаться нельзя из чувства самосохранения) от «бесплатной» работы — той, о которой с работодателем/заказчиком изначально не договаривались, или той, которая раньше выполнялась не корысти ради, а, скажем, из доброго отношения или в целях пиара.
Тенденция № 4
В первой половине и середине года нередко встречалась несколько неожиданная в условиях экономического кризиса негативная реакция работников на деловые предложения, которые не сулили больших и скорых дивидендов. Казалось бы, в такой ситуации была бы адекватна модель «Курочка по зернышку клюет», но превалировала отчего-то модель «По пустякам не размениваюсь!». Впрочем, с осени 2009 года эта тенденция стала угасать.
Тенденция № 5
Резкое снижение лояльности по отношению к руководству и пересмотр отношения к работе по принципу «Утром деньги — вечером стулья»: души в свою профессиональную деятельность наши работники стали вкладывать куда как меньше. Свою роль в этом сыграли и массовые увольнения, и не всегда нужная «экономия на спичках», и ужесточение трудовой дисциплины, и общее снижение жизненного уровня, но факт остается фактом — желающих «гореть на работе» все меньше и меньше.
Тенденция № 6
Всплеск «несбыточных мечт». То ли это сработала кем-то запущенная идея о том, что в кризис сбываются самые смелые желания, то ли включился какой-то древний защитный механизм ухода в сказку — не знаю. Вроде чрезмерный оптимизм никогда не был свойственен нашему менталитету, но приличное число взрослых дееспособных людей свято уверены в том, что очень-очень скоро кризис завершится, зарплаты резко возрастут и всех повысят по службе, а также визы в Европу отменят, продукты подешевеют и даже экология улучшится. Что тут скажешь? Блажен, кто верует.
Тенденция № 7
Повышение собственной капитализации или, говоря проще, вложение в себя. Иметь «корочки» MBA, второго высшего образования или хотя бы завалященький сертификатик уже давно стало хорошим тоном. Но если раньше акцент делался на форме — тех самых «корочках», то теперь важнее стало содержание, то есть люди готовы платить из собственного кармана за реальные знания, навыки, которые можно получить в результате правильно выбранного обучения. Параллельно с трендом обучения и самообразования активно развиваются и тренды заботы о себе: это нехарактерно для нашей страны, но некоторые наши сограждане стали тщательнее следить за своим физическим и душевным здоровьем — систематически заниматься спортом, следить за питанием, посещать психотерапевтов или тренинги личностного роста, больше общаться с семьей. Воистину, не было бы счастья, да несчастье помогло!
Что день грядущий, то бишь 2010 год, нам готовит? Трудно сказать точно. Могу предположить, что почти все эти тенденции сохранятся. Ведь даже если рассматривать кризис в значении переломного момента — на уровне целой страны «перелом» будет продолжаться еще довольно долго.
Елена Закаблуцкая
По материалам «Slon»