Слово «трудоголик» уже давно и прочно вошло в нашу жизнь. Трудоголики пропадают на работе днями и ночами, что можно расценить как признак высокой работоспособности и ответственности. Однако трудоголия — это болезнь, которая имеет ярко выраженные симптомы и наносит вред человеку.
Инга Хофманн работает в Институте Исследования Общества Макса Планка. Она считает, что в современных офисах обязательно должны быть спальни. Это связано с тем, что при нынешнем темпе жизни люди испытывают огромные перегрузки на работе. В такой ситуации послеобеденный сон — не более получаса — просто необходим.
Каждую секунду на человека обрушивается около 100 млн. бит информации, а человеческий мозг может усваивать новое только с промежутком времени в три секунды. Однако современные люди привыкли к чрезмерному количеству информации.
Кроме того, они постоянно пытаются решить все проблемы одновременно, не давая себе возможности отдохнуть. Фрау Хофманн считает, что дневной сон спасет многих трудоголиков от «выгорания» на работе и позволит сохранить бодрость.
Немного из истории вопроса
Под трудоголизмом понимается болезненная тяга человека к работе, которая вытесняет все другие интересы и потребности, заполняет собой жизнь.
Сегодня нам кажется, что трудоголизм — явление исключительно нашего времени, «достижение» цивилизации, однако о «болезненной, почти извращенной тяге к работе» писал еще в 1852 г. Гюстав Флобер, а Поль Лафарг, который был сторонником материалистического мировоззрения, еще в 1883 г. критиковал «странную зависимость от работы рабочего класса всех стран».
Как болезнь трудоголизм впервые был описан психоаналитиком Шандором Ференци в 1919 г. Он ставил диагноз «воскресный невроз» своим пациентам, которые заболевали, когда заканчивалась рабочая неделя, и странным образом выздоравливали, выходя в понедельник на работу.
Стадии трудоголизма
Можно сказать, что трудоголизм сродни алкоголизму, и многие психологи полагают, что «работомания» проходит в своем развитии несколько стадий, аналогично наркомании и алкоголизму. Выделяют четыре фазы болезни:
-
Начальная, латентная стадия, как правило проходит незамеченной. Человек задерживается на работе, думает о ней в свободное время, ограничивает свои интересы рабочими, и его личная жизнь постепенно отходит на второй план: семья и друзья становятся все менее важными.
-
Критическая стадия: работа становится «страстью». Трудоголик начинает чувствовать, что с ним что-то не так, поэтому придумывает причины и объяснения своему странному поведению. Личная жизнь полностью подчиняется работе, и трудоголик находит множество оправданий этому. Кроме того, появляются первые серьезные признаки болезней: состояние хронической усталости, нарушение сна, депрессия, язва желудка.
-
Хроническая стадия. Человек становится «зависимым», он берет на себя все больше и больше заданий, стремится к перфекционизму, пытается успеть все, но это у него не получается. На этом этапе друзья, семья и хобби перестают играть хоть какую-то роль в жизни трудоголика. А болезни продолжают развиваться, физическое состояние ухудшается.
-
Финальная стадия: трудоголик становится больным в физическом и психологическом плане, его работоспособность резко снижается. Фактически, на этой стадии человек морально сломлен. Находясь в таком состоянии, люди уходят на досрочную пенсию, получают инвалидность, даже умирают.
Страна трудоголиков
Японцы, известные своим трудолюбием, уже давно придумали специальный термин, обозначающий смерть от переутомления на работе — «кароши». Есть еще одно, более специфическое, понятие — «яройисатсу» — самоубийство из-за стресса на работе. По статистике в 2006 г. официально было зарегистрировано 199 смертельных исходов из-за переутомления на работе: 157 человек умерли от инфарктов и инсультов, а 42 — покончили с собой. Еще 131 человек потеряли трудоспособность и остались инвалидами. Это информация подтверждена министерством труда и здоровья Японии. Однако неофициальные данные в несколько раз выше. Глядя на эти цифры, невольно задаешься вопросом: что заставляет японцев доводить себя до полного истощения?
Официально в Японии установлена 40-часовая рабочая неделя. Однако на практике наблюдается следующая ситуация: тот, кто уходит домой в 23.00, еще оставляет в офисе коллег. В среднем люди перерабатывают от 39 до 80 часов в месяц.
В феврале 2002 г. служащих компании «Тойота моторс» потрясло самоубийство 30-летнего сотрудника. Он застрелился на рабочем месте, оставив записку следующего содержания: «В моей смерти виновата работа». За месяц до самоубийства у него было 140 часов переработки. «Жертвы «кароши», как правило, мужчины от 30 до 40 лет, не имеющие семьи. Это рабы нашего времени. Изо дня в день они трудятся сверхурочно, ничего не получая за это, а когда происходит срыв, их просто выкидывают, как старую мебель», — говорит Ихиро Натсуми, вице-президент японского союза служащих. По инициативе этого союза была создана горячая линия для потенциальных жертв «кароши», их жен и матерей, по которой можно получить поддержку и совет.
Первый случай самоубийства был официально зарегистрирован более 40 лет назад, а во время экономического кризиса в 90-е годы количество смертей стало стремительно расти. Служащие пытались показать свою лояльность работодателям и надеялись избежать позора увольнения, удлиняя свой рабочий день. Сейчас японская экономика находится на подъеме, но количество «кароши» продолжает увеличиваться. В связи с этим на рассмотрение парламента готовится законопроект, согласно которому при 40-часовой переработке в месяц служащему предоставляется свободный день. Правда, ожидать, что в результате этого в поведении работников произойдут значительные изменения, не приходится. Ведь японцы славятся тем, что традиционно «отгуливают» лишь половину своего отпуска, который положен по трудовому законодательству.
Сегодня при расследовании случаев смерти, которые попадают под определение «кароши», учитываются различные факторы: большой объем заданий, частые командировки, маленькое душное помещение и т. д. Это связано с тем, что «кароши» признаны страховым случаем. Правда, страховые компании не выплачивают компенсацию родным жертвы, если выясняется, что у пострадавшего было менее 45 часов переработки в месяц.
Японский феномен сейчас активно изучается в США и Европе. В свое время японцев ставили в пример, ведь их мотивация к работе казалась совершенной. По сути они отождествляют себя с компанией, в которой работают, проявляют личную преданность ей и не могут уйти домой раньше своего начальника.
Сейчас японское слово «кароши» понимают без перевода в Европе и Америке, поэтому пришло время задуматься: «К чему приведет трудоголизм?»
Решение Европы
В среднем по Европе 51% сотрудников не используют целиком свой отпуск, продолжая работать и летом. По самым скромным оценкам в Германии насчитывается более 200 тыс. трудоголиков (по другим данным — до миллиона), в Швейцарии — 115 тыс. В каждой из этих стран созданы общества «анонимных трудоголиков», по подобию обществ анонимных алкоголиков, где люди могут помочь друг другу, а также получить квалифицированные советы врачей, психологов, тайм-менеджеров. Среди людей, которые имеют схожие трудности, легче осознать свои проблемы и решить их.
Немецкие трудоголики объединились в союз AAS. Фактически он базируется на известной программе «12 шагов». К примеру, их формулировки в варианте для трудоголиков звучат так: «Мы признаем, что наша тяга к работе носит патологический характер, мы должны трезво взглянуть на прожитую жизнь и сделать выводы» или «Мы забыли о своих близких, нанеся этим непоправимый вред — теперь мы обязуемся вернуть то тепло и любовь, которые им задолжали».
Общество трудоголиков в Швейцарии называется «Сумасшедшие труженики», его члены считают свои проблемы новой страшной болезнью XXI века.
Что касается других стран Европы, то ситуация такова: в Англии работозависимым можно назвать каждого третьего, а в Дании, Нидерландах и Норвегии ситуация более благополучная.
По оценкам Евросоюза, свыше 7% европейцев страдают от «выгорания» на работе, 16% — находятся в зоне риска, 5–7% — подвержены депрессии, 28% — испытывают хронический стресс, а 33% — мучаются от хронических болей в позвоночнике из-за работы.
Коучинг для трудоголика
В связи с тем, что трудоголия наносит физический и психологический вред человеку, встает закономерный вопрос: «Есть ли способ справиться с работозависимостью?» Алкоголик, пройдя курс лечения, получает строгое предупреждение — больше ни капли. По аналогии с этим можно предположить, что трудоголику нельзя давать работать. Однако психологи предлагают менее радикальные способы борьбы с болезнью:
-
Можно нанять специалиста-коуча, который будет консультировать человека, «вести» его, помогая решать сложные жизненные ситуации.
-
Осознанно сократить рабочее время, перейти на частичную занятость.
-
Вести строгий учет рабочего времени. Фактически работой будет считаться даже прогулка с собакой, если человек продолжает «прокручивать» в голове все, что связано с делами.
-
Найти альтернативу своей деятельности. При сокращении рабочего времени у трудоголика образуется вакуум, который обычно нечем заполнить. В такой ситуации поможет новое хобби, разные занятия в семейном кругу.
-
Взять отпуск, принудительно оторваться от работы, то есть полностью выключиться из привычной обстановки на какое-то время.
-
Заняться поиском новой работы, даже если человек успешен на старой. В другой компании могут быть иные традиции, которые помогут избавиться от зависимости, в то время как на прежнем месте даже стены бывают буквально «пропитаны» болезненной потребностью людей постоянно работать.
Трудоголикам можно помочь не только советами. Сегодня в Европе уже появились специальные клиники для «работозависимых», в которых в качестве лечения предлагают разные виды массажа, медитацию, дыхательную гимнастику, диету, беседы с психологом, тренинги.
Важно помнить, что трудоголия — все-таки болезнь, и лучше до нее не доводить. Ведь очень легко не заметить момент, когда обычное ответственное отношение к работе становится зависимостью, а возвращение к здоровой, полноценной жизни — трудной задачей.
Подготовила Ольга Абашкина
По материалам «Kadrovik.ru»