Рассказ о том, что «мы в Штатах почти не играем в соккер, а предпочитаем американский футбол и бейсбол», я слышал от американских менеджеров раз 30. Или 130, теперь уже не сосчитать. Только в апреле они проинформировали меня об этой разнице в наших спортивных культурах дважды. А еще постоянно спрашивали, всегда ли в столице такая погода и правда ли, что посещение Большого театра — стоящее дело. При этом ни разу не затрагивались темы политики, религии или расовых противоречий.
Понятно, что на самом деле ни один из перечисленных вопросов моих собеседников не интересовал — их просто обучили ведению бесед ни о чем в бизнес-школах или на менеджерских курсах. Сказали, что «так надо», — вот они и стараются. Ну, а смысл?
Дело ведь даже не в лицемерии, а просто всем ясно, что это всего лишь прием такой — для установления контакта с собеседником, которого нужно разговорить и при этом не обидеть. Но если ваш собеседник понимает, что к нему применяют прием, разве же он поддастся на уловку? Скорее уж наоборот, он воспротивится столь откровенным попыткам манипулирования. Вам никогда не хотелось рассмеяться в лицо делано улыбающемуся человеку, который явно начитался Дейла Карнеги, но проявил к его советам подход, скажем так, альтернативный творческому? Не оттого ли и в среде российских менеджеров все чаще слышен скепсис по отношению к бизнес-школам?
Сдается, он продиктован завышенными ожиданиями. А между тем диплом MBA не означает, что перед вами готовый CEO миллиардной корпорации, равно как и диплом политеха, допустим, не гарантирует, что его обладатель сможет сконструировать новую машину. Просто пока MBA у нас было мало, диплом был конкурентным преимуществом, а со временем он объективно перестает быть таковым. Когда приемами владеют все, выделиться из массы с их помощью не удается. Однако получать бизнес-образование все равно необходимо — ведь если вы не владеете ноу-хау, известным всем остальным, вы неизбежно отстанете. Это как руки мыть перед едой — богатырского здоровья процедура не гарантирует, но, если мыть не будешь, точно заболеешь.
Да, но к чему тогда менеджеру умение бодро вести беседы ни о чем? Ведь это же не навыки проведения презентаций, расчетов в Excel или подготовки отчетов в Power Point, практическая польза от которых достаточно очевидна…
Похоже, это способ распознавания «свой-чужой». Парой фраз перекинулись — и поняли, что у обоих есть бизнес-образование. Дальше уже и по делу можно говорить. Просто и эффективно. Не будете же вы, впервые встретившись с человеком на презентации, доставать ноутбук и демонстрировать свое умение работать с Power Point!
Идентификация «своих» для менеджеров очень важна. Иначе Грегори Проберту, президенту самой Herbalife, незачем было бы приукрашивать свою биографию. Недавно выяснилось, что Проберт указывал в анкетных данных наличие степени MBA, которой не имел. Да и президента сети отелей InterContinental Asia Pacific Патрика Имбарделли, менеджера с 25-летним стажем и обладателя звания «лучший управляющий», не уволили бы всего лишь за фальшивый диплом MBA.
Так что и пустые беседы важны. Но, может, заменим все-таки соккер и бейсбол обменом впечатлениями хотя бы о столичных пробках?
По материалам Smoney.ru