Чему эйчары могут научиться у маркетологов? Диагностировать рынок, управлять информацией, «продавать» свои идеи правлению компании и бизнесам. Чтобы обучение прошло качественно и в сжатые сроки, можно прямо поручить маркетологу возглавить HR-службу. А чему может научиться маркетолог в кресле HR-директора?
Предыстория. Более 20 лет я успешно занималась маркетингом, работала и в международных компаниях Oriflame, Mars, McDonald’s в Украине и Великобритании, Real, Metro Group, Subway в России, и с локальными брендами: линия магазинов EVA, Банк «Ренессанс Капитал». Первый шаг в карьере маркетолога я сделала, выиграв стипендию Британского Совета для обучения в Великобритании: 10 дней теории бизнеса в Университете Хамберсайд и месяц практики в отделе маркетинга и продаж на заводе по производству мыла, который обслуживал Oriflame в качестве поставщика. Затем я училась маркетингу:
- на курсе PRE MBA в Открытом Университете Великобритании;
- по программе MBA в немецком Institute of Business Relations (IBR);
- в Университете Гамбургерологии — внутреннем университете McDonald’s (смешное название, но отличный бизнес-курс, особенно по бизнес-планированию).
Потом у меня возникла потребность делиться накопленными знаниями — в результате я получила практический опыт преподавания. По-моему, преподавание само по себе — пассивное обучение, ведь при подготовке материалов я пересматриваю теорию, перебираю множество практических примеров для иллюстрации своих тезисов. Это очень динамичный процесс, ведь информация обновляется фактически «онлайн» (полный цикл обновления — около 30 дней), прошло время, когда в крупных бизнес-школах можно было сделать «заготовку» и читать один и тот же курс (с небольшими изменениями).
В профессии маркетолога я достигла многого… Но однажды услышала замечательное определение — «награды внутри пиджака». Генеральный директор компании, где я работала, имел в виду, что все, достигнутое человеком ранее, было уже «оплачено» его работодателями. Поэтому на новом месте нужно каждый раз доказывать свою компетентность успешными проектами. Я восприняла это как вызов. И решила, отложив все свои старые «пиджаки», состояться самостоятельно — приняла предложение стать HR-директором.
Моя карьера эйчара. Почему смена профессии не напугала меня? Да потому, что работа и в маркетинге, и теперь в HR-департаменте, это все «про людей». «Правильные люди» в маркетинге — это команда «игроков высшей лиги», A-Players (метафора, подсказанная книгой Eric Herrenkohl, к сожалению, еще не переведенной на русский или украинский язык). Эта же теория легла в основу процесса оценки, используемой в нашей компании. А-плейеры — люди:
- самомотивированные (поэтому их не нужно контролировать);
- любящие свою работу;
- действующие по принципу window — mirror: разделяй успех с командой и лично отвечай за промахи.
Я думаю, что в обозримом будущем маркетинг в классическом виде «умрет» — трансформируется в технологические (в первую очередь, digital) навыки контактов с целевыми аудиториями — в соответствии с «рекомендациями» алгоритмов/ботов. Мне такой подход мало интересен. Компания «Баядера» дала мне прекрасный шанс изменить вектор моего карьерного развития. Получив предложение возглавить HR-службу, я согласилась, потому что формат «про людей» — это мое!
Конечно, работу на новом месте я начинала, не осознавая всех глубин функционала (несколько рынков и заводов, более 20 филиалов, свыше 5 тыс. человек). Уверенности в собственных силах было больше, чем опыта и знаний, хотя теоретические знания в HR-сфере у меня были хорошие — в рамках программы MBА. По эйчаровским предметам я была «круглой отличницей», а в рамках программы по маркетингу спорила с преподавателем, отстаивая свои кейсы. Мне говорили «так не бывает», а я утверждала, что за такую программу получила награду из рук самого президента McDonald’s! Прекрасный опыт управления людьми я накопила и в рамках управления рекламным агентством Publicis Visage.
Я уверена: на новом месте, даже если чего-то не знаешь, можно пробовать — полагаясь на лучшие практики в смежных областях и профессионализм экспертов на местах. Маркетинговые практики — это и есть общие бизнес-практики. Опыт маркетолога помогает мне решать HR-задачи даже тогда, когда я не знаю «правильных» HR-подходов к решению. Например, минимальное количество информации можно извлечь из 1С — демографическая структура, опыт работы, образование и другие параметры целевой аудитории (сотрудников).
Понимание, с какими возрастными группами приходится работать, помогает продумывать и реализовывать релевантные их ожиданиям программы. Особый фокус внимания — поколение Y, ведь, по данным исследований, эти люди в большей степени лояльны своей профессии, но не работодателю. Максимальная свобода действий и условий труда, максимальная вовлеченность и значимость своего труда — залог успеха HR-программ для этой группы сотрудников.
Новый этап. С сентября 2016 года я занимаю должность HR-директора в Группе АДВ Украина — одной из крупнейших рекламных корпораций Украины. Наша компания сейчас столкнулась с новыми вызовами и изменениями, поэтому в первую очередь передо мной стоят задачи: 1) объединение HR-департамента Группы и развитие HR-команды, 2) поддержка стратегических изменений, происходящих в компании. Кроме того, мы сейчас очень активно работаем над реструктуризацией внутренних процессов, что должно помочь еще больше укрепить на рынке бренд Группы как работодателя.
Полный текст статьи — в журнале «Менеджер по персоналу», № 12, 2016.
Ангела Поддубная, HR-директор Группы «АДВ Украина» (Киев, Украина)