Некоторые сотрудники привыкли работать в режиме «чрезвычайного положения» и видят свою миссию исключительно в решении критических для компании задач. Подобная установка подчас приводит к тому, что они начинают пренебрегать своими повседневными, «рутинными», с их точки зрения, обязанностями, от чего компания в целом проигрывает.
Многих наибольшее удовлетворение приносит решение трудных задач. Чем сложнее вопрос, тем больше удовлетворение. Повышается уровень адреналина. Вы понимаете, что от вас зависит исход дня, и упиваетесь собственной значимостью.
На пике кризиса
Чувство, переполняющее вас, настолько невероятно по своей силе, что некоторые вступают в подобие наркотической зависимости от разрешения кризисных моментов и не мыслят себя без них. Такой «наркоман» представляет по-настоящему живописное зрелище: галстук расслаблен, глаза горят, движения в два раза быстрее, чем у обычных обитателей офиса. Он останавливается лишь затем, чтобы «проглотить» чашечку кофе или сделать важный, подчас конфиденциальный, звонок по телефону. «Делай, как я сказал. Передай им, что я предупреждал, что это произойдет. Мне наплевать, что кто-то расстроен. Да, знаю. Я позабочусь об этом. Перезвони мне через час, не позже. Хорошо, мне надо идти», — примерно такие обрывки телефонного разговора предстают слуху окружающих сотрудников. Он подобен Джеймсу Бонду: отчасти интеллектуал, отчасти дипломат и конспиратор, где-то действует нелегально, но главное: жизнь вокруг него бьет, как говорится, ключом.
Глядя на него с некоторой завистью, вы думаете про себя: «Вот это настоящий герой. Хотел бы и я когда-нибудь оказаться на его месте». Стоп! Подождите завидовать. Если внимательно приглядеться к этому парню, то станет ясно, что для него существует только одно состояние — критическое, и он целиком зависит от него.
Вне кризиса бесполезен?
Вне всяких сомнений, самоуполномоченный корпоративный «человек-паук» — высокое звание. Проблема в том, что поведение супергероя во всех других, ординарных, ситуациях может навредить компании.
Люди, которые процветают в моменты катастроф, в остальное время «опускаются на дно». Они никогда не фокусируются на повседневных делах, не нацелены на долгосрочное планомерное развитие. Они настолько поглощены борьбой с «силами зла», всегда начеку, что не видят перед собой цели, к которой можно было бы стремиться.
Помимо этого, сотрудники, которые живут моментом и незаменимы в кризисные времена, не представляют ценности в периоды спокойного развития. Они не могут себя заставить написать отчет или закончить аудит качества. Они томятся и изнывают до начала очередного «пожара». И когда вы посмеете заметить таким людям, что три последних случая тревоги возникли из-за просчетов в их же дистрибьютивном процессе, они будут крайне возмущены и начнут яростно защищаться. На самом деле они нисколько не заботится о благе компании, им просто хочется услышать пожарную сирену.
Разрушьте привычку
В каждом из нас есть немного от такого «наркомана», работающего на «кризисном адреналине». Но чем старше и мудрее вы становитесь, тем больше цените способность уклониться от удара прежде, чем он обрушится. Не стоит, подобно двухлетнему ребенку, ради остроты ощущений бросаться головой вниз с дивана.
Несомненно, поздние офисные собрания, балансирование на грани победы и поражения, непрекращающийся поток факсов, характерные для периода «военного положения и всеобщей мобилизации», имеют свое неповторимое очарование и мощный эмоциональный заряд. Но, как это бывает с любой болезненной зависимостью, в свете дня вы осознаете, что пора освободиться от нее.
Попытайтесь победить свой «адреналиновый голод», выполняя каждодневную работу, и не напрягайте слух, ожидая услышать в любой момент сигнал тревоги, зовущей вас на ратные подвиги. Выньте иголку из своей руки и обратите свой взор на давно забытую неприглядную стопку бумаг на вашем столе, с которой вам придется подружиться.
По материалам Business Week