«Давайте соберем в кулак свои силы
И раздуем яркий пламень — такой яркий, как солнце,
Который осветит нашу страну лесов и морей,
Процветающую в этом старом мире.
Это страна — Кимицу компании Nippon Steel», —
Такой гимн перед началом каждой смены поют рабочие и управляющие завода Кимицу, принадлежащего известному на весь мир японскому сталелитейному гиганту.
Поначалу американским и европейским представителям делового мира такое поведение казалось не более чем национальной экзотикой, причудливым проявлением традиционного японского группизма и уравниловки (дескать, что взять с трудоголиков!). Однако после того, как японцы превзошли их не только по количеству корпоративных ритуалов на душу населения, но и по качеству продукции, а также доле отхваченных у своих учителей мировых рынков, западные аналитики и практики всерьез задумались над проблемой корпоративной культуры, над тем влиянием, которое она, в том числе и ритуалы, оказывают на «боевой» дух и эффективность труда персонала.
Попробуем бесцеремонно заглянуть за кулисы корпоративных ритуалов.
Коллективное и индивидуальное
Пафос — далеко не главное назначение корпоративных гимнов и напутственных речей.
По свидетельству самих японцев, такие напутствия представляют собой набор общих фраз. Иначе говоря, содержание ритуала гораздо важнее его формы. И оно может быть различно для каждого индивидуума. Ритуалы невозможны вне традиции, которая не может быть внедрена по хотению одного, пусть и наделенного всей полнотой власти, человека и представлять только его ценности, тем более персону.
Формальное и неформальное
Ритуалы структурируют бытие социальной организации, независимо от ее размеров. Поэтому без них не может обойтись ни одна корпоративная культура. Нередко случается, что руководитель предпочитает отказаться от церемоний. Однако это вовсе не означает, что в его компании нет ритуалов. Просто они будут вытеснены в неформальную сферу. То же самое произойдет при излишней формализации корпоративных церемоний. Хороший пример тому — идеологические компоненты советского управления. Кого интересовало, что говорят на съездах и митингах, что происходит на выборах? Зато все делегаты или избиратели были в курсе, что сегодня «дают» в закрытом магазине или буфете.
Формально ритуалы авторитарной или авторитарно-бюрократической организации ничем не отличаются от обычных событий корпоративной жизни. Это все те же собрания, летучки, обход территорий, собеседования, юбилеи и праздники и т. п. Однако за ними скрывается принципиально иное содержание.
Гораздо интереснее в данном случае неформальная культура организации. Неформальные ритуалы призваны компенсировать недостатки официальной культуры, к которым прежде всего можно отнести односторонность корпоративных коммуникаций и отсутствие обратной связи. Прежде всего к ним относятся:
-
«утренний кофе» (чаще всего обмен последними новостями личной и культурной жизни, а также планирование рабочего дня);
-
«перерыв на обед» и «перекур» (обсуждение корпоративных новостей (сплетен) и событий, обмен информацией, опытом и советами);
-
неформальные встречи после работы (установление более тесных отношений между коллегами, проверка их «на вшивость», обсуждение проблем, о которых на работе «нельзя и заикаться»).
Сила «ли»
Ритуал может стать действенным фактором корпоративной культуры, когда он из арены противостояния формальной и неформальной сфер становится полем их взаимодействия и взаимопроникновения. Это возможно только на основе общих ценностей, при отсутствии в корпоративной жизни такого явления, как «культурный разрыв».
Причины той огромной роли, которую играют ритуалы в корпоративной жизни Японии, Кореи и др. азиатских лидеров, заключаются в том, что для них понятия «этика» и «ритуал» являются синкретическими. Они сливаются в философской категории «ли» («благопристойность»), обозначающей и ценности, и церемонии одновременно. «Ли» — это сознательный отказ от собственного «эго» во имя самосовершенствования и интересов общего дела, который заключается в общепонятные модели поведения. Вот что писал о «ли» старик Конфуций:
Янь Юань спросил о том, что такое человечность. Учитель ответил:
— Быть человечным — значит победить себя и обратиться к ритуалу («ли»). Если однажды победишь себя и обратишься к ритуалу, все в Поднебесной признают, что ты человечен. От самого себя, не от других, зависит обретение человечности.
— А не могли бы вы объяснить более подробно? — продолжал спрашивать Янь Юань. Учитель ответил:
— Не смотри на то, что чуждо ритуалу, не внемли тому, что чуждо ритуалу, не делай ничего, что чуждо ритуалу…»
По материалам "Менеджмент и менеджер"