Когда конкурент покупает конкурента, это приносит не только выгоды от объединения операций, но и кадровые проблемы. Далеко не каждый сотрудник поглощенной компании готов работать под началом бывших соперников.
«Не могу я у вас работать, здесь все «красное», а я привык думать «по-синему», — с такими словами увольнялся из офиса Coca-Cola «перекупленный» у PepsiCo менеджер, пробыв на новом месте несколько месяцев.
Соперничество — неотъемлемая часть бизнеса. Согласно теории Рэя Иммельмана, все служащие компаний — не более чем племена, придерживающиеся в своей деятельности племенного уклада и его законов: знай свое племя, защищай его и ненавидь врага. Ничто так не объединяет, как противостояние общей угрозе, ничто так не мобилизует, как соперничество.
Соперничество, культивирующееся компаниями-конкурентами, надежно программирует образ мыслей сотрудников. Они живут с целью обойти соперника, перехватить его клиентов, увести потенциальных потребителей, доказать, что продукт конкурента хуже. Для этих задач разрабатывается тактика продаж, строятся маркетинговые планы, сочиняется реклама, организуется корпоративное обучение.
Уход специалистов при сделках M&A — вопрос, безусловно, серьезный. Но есть и другой, менее очевидный, но не менее сложный: как превратить бывших врагов в союзников?
Как полюбить себя заставить
1. Предупредить о слиянии
2. Сохранить завоеванное
3. Указать нового врага
4. Вовлечь в реорганизацию
5. Приравнять к своим