Нанять профессионала — задача не из тривиальных. Соответственно, и способы должны быть под стать. При каких обстоятельствах хэдхантерам удавалось находить подходящих кандидатов?
— Эта ситуация случается довольно часто, правда, от этого она не становится менее забавной. Я замужем, но один мужчина об этом не знал и позвал меня на свидание. Прозвучала фраза, вроде «давайте поужинаем и поговорим» — так топы обычно изъявляют желание конфиденциально узнать условия работы. Так что я и решила, что речь идет о деловой встрече и обсуждении работы. Ужин получился забавным: он думал, что мы сидим и общаемся о личном, а я фактически работала, вела речь о делах. К концу вечера я его «схантила». А о том, что изначально это было свидание, я узнала уже значительно позже, где-то через полгода — он сам признался.
— Очень часто приходится «хантить» на разных конференциях, профессиональных вручениях премий, банкетах и фуршетах. Там можно отловить подходящего кандидата где угодно, вплоть до туалета. На улице, конечно, я к людям не подхожу. Чаще всего мы уже заранее знаем этого человека — точнее, знаем о нем. Потом уже при встрече мы начинаем общаться, и я понимаю, насколько он адекватен и насколько подходит для интересующей заказчика отрасли.
— Однажды мы работали с кандидатом-экспатом, и он категорически не хотел приезжать в Россию на первую встречу. Консервативный он был, даже Skype’ом пользоваться не хотел. При этом кандидат был американцем, но, честно говоря, даже при всех его достоинствах я все же не видела весомой причины лететь к нему самой. Тратить такое огромное количество времени на кандидата, которого я не видела, хотя и была изрядно наслышана… И тут мы узнали, что он летит на какую-то конференцию в Польшу. Проблема была в том, что мы об этом узнали буквально накануне ночью. Тем не менее, один из хантеров был немедленно снаряжен и отправлен в Польшу. Встретились они в аэропорту, минут сорок пообщались за чашкой кофе, после чего наш сотрудник улетел, а кандидату был выставлен оффер.
— Случай произошел тогда, когда мы никак не могли закрыть одну вакансию. Бились над ней очень долго, но все без результата. Я уже собиралась отказываться и возвращать деньги, но тут? Случился страшно загруженный день, и я случайно отправила в ту компанию резюме по совершенно другому заказу — от другой компании. Ошиблась адресом, в общем. Профили, предоставленные на эти два заказа, были совершенно разные, абсолютно непохожие, ничего общего! И вдруг пришел ответ: «Да, мы очень хотим этого кандидата!». Человек в итоге работает там до сих пор. Такова оказалась цена ошибки адресом, которая привела не к скандалу, а к трудоустройству.
— Очень часто люди ведут себя совершенно неожиданно на собеседовании. Мы привыкли видеть их на трибунах, серьезных и солидных, но вот как только доходит до встречи с хантером, некоторые почему-то сразу теряются, начинают нервничать, были случаи, когда кто-то вдруг плакать начинал. Такие встречи, конечно, шокируют. Однажды был кандидат, который запомнился очень надолго. Он пришел на встречу поздно вечером — в нашем бизнесе это случается сплошь и рядом, когда собеседование проходит в 10–11 вечера. Причем он пришел первым и, пока ждал меня, не рассчитал с алкоголем. Вроде, выпил всего один бокал пива, но от стресса и от усталости его развезло совершенно неимоверным образом. Естественно, ни о каком собеседовании в тот день речи быть уже не могло. Потом мы уже разобрались, кандидат долго извинялся, а сейчас прекрасно трудоустроен.
— Это было второе января. Была очень отдаленно знакомая мне девушка с большими проблемами в личной жизни. Именно по этому поводу мы с ней и встретились. Думали купить шампанского, поехать на каток — праздники же! И когда мы уже договаривались о встрече, эта девочка спросила, может ли она взять с собой подружку. Я, естественно, не возражала. В общем, мы встретились, пошел разговор о несчастной личной жизни, от которого я через пару часов уже буквально взвыла. Но так как у человека болит, надо было выслушать. Все-таки время от времени я пыталась перевести разговор в другое русло. В частности, спросила у той самой дополнительно приглашенной подружки, чем она занимается. Выяснилось, что она психолог. И я говорю (просто разговор поддержать): «А не хотите к нам прийти поработать?». Честно сказать, и в мыслях не было, что она потом действительно придет, но на тот момент у нас началась шутливое собеседование из разряда «а что вы будете делать, если вдруг кандидат нервничает?» и так далее. В общем, рассматривали смешные общие ситуации. А спустя два часа поняли, что эта девушка идеально нам подходит — она до сих пор у нас работает.
— Мы вели переговоры с одним кандидатом, который в тот момент, когда мы обратили на него внимание, отправился в кругосветное путешествие. В итоге мы ждали, когда этот человек либо выберется из джунглей, либо спустится с горы, чтобы найти место, где есть либо wi-fi, либо телефонная связь, чтобы он смог с нами связаться. И это всегда было непредсказуемо. Иногда он звонил посреди ночи. Так длилось достаточно долго, пока он окончательно не пропал. Надеемся, не сгинул в африканской пустыне… Ну, и мы потеряли к нему интерес.
— Примером для подражания в поиске клиентов, равно как и кандидатов, я считаю своего бывшего руководителя, генерального директора крупной рекрутинговой компании. Он умудрялся находить контракты (а точнее контакты, а затем контракты) в очередях в посольство на получение визы, в обыкновенной общественной бане (он, кстати, коренной немец), при разговоре с попутчиками на подъемнике в горах какого-нибудь курорта. При этом всегда четко помнил, кого, где и когда он встретил, и о чем была договоренность.
— Наши коллеги из холдинга искали топ-менеджера в компанию, предоставляющую услуги в области астрологии, эзотерики, всякие там гадания и т. д. Это очень узкий рынок, найти менеджера из этой сферы — неподъемная задача, в итоге для того, чтобы выйти на нужного кандидата, рекрутер… записалась к нему на сеанс гадания! Но визит не состоялся, т. к. нашли другого.
— Хантили одного топ-менеджера из западной компании, в это время он работал в лондонском офисе и прилететь на переговоры в Москву с нашими акционерами никак не мог, не вызвав подозрения у руководства. В результате он отпросился в отпуск в Тунис, ему купили билеты оттуда в Москву и обратно (мы купили). Итог — положительный, теперь он работает у нас.