Если воздух в офисе наэлектризировался, а «одноработники» стали оппонентами в бесконечных спорах, это еще не повод для поиска другой работы. Рабочие конфликты можно разрешить.
«Моя начальница ставит нереальные задачи. Я дизайнер, и поскольку в моей работе она разбирается не слишком хорошо, приходится долго объяснять, почему так вот сделать невозможно или не стоит, а нужно делать иначе. Ей скучно слушать, она раздражается. Я трачу уйму нервов, чтобы хоть что-то ей доказать. Чувствую себя идиотом. Другого специалиста моего профиля в компании нет, так что поддержки ждать неоткуда. Похоже, она считает, что я зануда и пессимист или просто увиливаю от работы. Премий уже давно не видел, от вечных оправданий устал. Присматриваю себе другую работу».
У этого работника конфликт не с начальницей, а с самим собой. У него занижена самооценка, как у специалиста. Он считает, что нигде в другом месте работу не найдет или не найдет работу, которая будет удовлетворять его так, как эта. Эта заниженная самооценка приводит к тому, что он прогибается под человека, который не разбирается в его деятельности. Пытается сделать невозможное или оправдываться: «Ой, ну вы не понимаете». Объясняет снизу вверх, почему это нереально. А теперь представьте, что этот человек уверен в себе. Он — дизайнер с мировым именем, а к нему приходит заказчик, который ничего не понимает, какой-нибудь Рокфеллер, и говорит: мол, сделайте мне вот так и вот так. Что скажет дизайнер с мировым именем? Он скажет: это я буду делать вот так вот, так вот и так вот. И если вы хотите на выходе вот это, то мне нужно столько-то денег и такие вот ресурсы». В этой истории есть ключевая фраза: «Я чувствую себя идиотом». Он действительно чувствует себя идиотом. Нужно поработать над собой. Посмотреть свое резюме, сходить на пару собеседований, чтобы понять свою ценность на рынке. Чтобы его работы увидел кто-то другой, чтобы он смог свою самооценку идентифицировать со своей квалификацией.
«Недавно у нас освободилась место начальника. Директор собирается назначить на эту должность меня. Как оказалось, моя сотрудница тоже метила на нее. Теперь она распускает обо мне слухи, настраивает против меня коллег и постоянно пытается спровоцировать меня на грубость. Любая мелочь становится поводом для разборок. Не знаю, как поставить ее на место, ведь она девушка, а я — парень, и любая агрессия с моей стороны будет выглядеть недостойно».
Тут ключевая фраза: «Не знаю, как поставить ее на место, ведь она девушка. Конфликт у него не с ней, а с самим собой. Она с ним воюет на мужском пространстве как бизнес-партнер, а он отступает, потому что она — девушка. Ему нужно отстраниться от вопроса о том, кто какого пола. Если она ведет себя как мужчина, заедается, то он должен поставить ее на место, как поставил бы на место другого мужчину. Это то, что провоцируют женщины в бизнесе: они ведут себя, как мужики, а потом обижаются, если с ними обходятся соответственно.
«С этим моим сотрудником мы работаем бок о бок уже много лет. Но у нас очень сложные отношения. Мы занимаем равные позиции, но он все время пытается доказать, что главнее, потому что мужчина. Очерняет перед начальством любую мою инициативу. Что бы я ни предложила — это, мол, глупость и никому не нужно. Сначала объявляет это при всех. А потом мы еще долго выясняем отношения наедине. Но ничего не помогает».
Этот мужчина давно и безнадежно влюблен в эту женщину. Вот и вся причина конфликта. Если она просто скажет «да», не в смысле ляжет с ним в постель, а признает «он не только мой коллега, но еще и симпатичный, интересный мужчина», — у них все наладится. Это чисто гендерный конфликт, тут дело не в работе. Так ведет себя любой мужчина, когда женщина его не замечает, он начинает «дергать ее за косички» и говорит ей, что она дура. Это основа нашей психики. Мы сначала мужчины и женщины, а потом уже мамы, папы, профессионалы и т. д. Как только ты видишь в человеке только «оно», это «оно» пытается идентифицироваться, потому что нам очень некомфортно находиться в состоянии, когда меня как женщину или кого-то как мужчину не воспринимают.
«Я недавно пришла на новую работу. И мне кажется, что меня там уже все ненавидят. Моя непосредственная начальница, правда, относится снисходительно, хотя и ведет себя высокомерно. А все остальные то и дело тыкают носом в ошибки, даже сотрудники других отделов. Главное, когда мы разбираемся и оказывается, что никакой ошибки не было, никто даже не извиняется. Я ловлю на себе недоброжелательные взгляды, все время кто-то цокает языком и качает головой, мол, опять я что-то не то сделала или сказала».
Вы заведомо ставите себя в роль жертвы, а других возводите в «высокомерный» ранг. Вам срочно нужно работать над повышением самооценки и развитием уверенности в себе. Составьте список своих достоинств, вам есть чем гордиться. Напишите перечень аргументов, почему вы заслуживаете уважения. Работайте над способностью доводить и отстаивать свою точку зрения. Понаблюдайте за поведением уверенного в себе человека, его манерами говорить, голосом, походкой, жестами. Примерьте этот образ на себя, адаптируйте, чтобы вам было комфортно. И фокусируйтесь на позитиве. Всегда приятно общаться с позитивно настроенным человеком. Это привлечет к вам сотрудников и повысит ваш психологический настрой.
«Моя сотрудница — сорока. Постоянно заходит в наш отдел, вытаскивает всех на перекур, в курилке сначала докладывает свежие сплетни, а затем старается выпытать, как все обстоит у нас. Рассказывать не хочется, потому что знаем: она любую весть разнесет по всей компании, еще и с придуманными подробностями. Но отвязаться от нее невозможно. Она обижается, а за неимением информации сочиняет свою версию, неспроста же мы молчим, видать, темные дела проворачиваем. Стараемся поменьше с ней общаться, но она найдет повсюду — в курилке, в столовой, в дамском туалете, а то и просто придет в нашу комнату с чашкой кофе и будет трещать и выспрашивать».
Описанное поведение человека не что иное, как своеобразный способ привлечь к себе внимание. Чаще он формируется задолго до «рабочей деятельности». Но повлиять на это без желания самого человека практически невозможно, т. к. данный паттерн (модель поведения) уже сформирован на уровне привычки. Если избежать разговоров, некоей огласки новостей вашего отдела нельзя, то извлеките из этого выгоду. Договоритесь с сотрудниками о той информации, которую вы хотите придать огласке, и просто говорите об этом исключительно в присутствии данного человека. В конце концов она почувствует, что в вашем отделе скучно, «всегда одна работа на уме», станет наведываться к вам все реже, а по компании распространится слух о вашем приверженном работе отделе.
Этой сороке нужно устроить очень мягкую обструкцию. Если она слила информацию, то имеет право получить сведения взамен. Когда вы перестанете кормиться этими слухами, она перестанет требовать информацию.