Сокращение штата, массовые увольнения, задержка и снижение уровня заработной платы — сейчас это одни из самых актуальных тем для обсуждения и в СМИ, и в офисах, и на кухнях. К сожалению, эти негативные явления стали реальностью сегодняшнего дня.
Причины, по которым работодатели прибегают к таким крайним мерам, в общем-то, объяснимы. В условиях кризиса и банковской нестабильности — максимальная минимизация издержек — объяснимый и оправданный шаг. Многие компании находятся в режиме ожидания. Как следствие — уменьшение количества заказов, снижение выручки. ФОТ и налоги с ФОТ являются довольно значимой частью издержек на большинстве предприятий. Не думаю, что работодатели прибегают к таким крайним мерам, как сокращение штата, с легким сердцем. Возможно, это как вариант перестраховки и общего ажиотажа.
Тем не менее, кризис, даже самый затяжной, когда-нибудь заканчивается, и начинается подъем. Кадры решают все, или почти все — это не просто лозунг, это реальность. А найти нужных специалистов, которые были уволены, за одну-две недели будет очень сложно. Поэтому во многих компаниях вопрос с сокращением издержек через трудовые ресурсы решается более лояльно. Это сокращение рабочего дня, отпуска за свой счет, изменение штатного расписания, сокращение премиального фонда и т. д.
У компаний просто порой нет другого выхода. А городские власти предупреждают работодателей о необходимости сообщать о сокращении штата и об увольнениях сотрудников не менее, чем за 2 месяца, а в случае массовых увольнений — за 3 месяца. Абсурд. Кто может сказать сейчас, что будет через 3 месяца?
Есть три стороны: работодатели, сотрудники и государство в лице инспекций и комитетов. Трудовой кодекс — это инструмент, который должен защищать права как работника, так и работодателя. Но уволить работника просто так нельзя. И в случае обращения работников в Государственную инспекцию труда, если дело доходит до судебных разбирательств, как правило, выигрывает работник.
Но нигде в ТК не прописано, что должен делать работодатель в условиях форс-мажора, как поступать, когда выручка падает в 10–20 раз, когда невозможно снять деньги на выплату зарплаты из-за проблем внутри обслуживающего банка, а чтобы открыть счет в гарантированно стабильном банке, нужно выстоять огромные очереди для оформления всех необходимых документов, а потом записаться на прием для открытия расчетного счета и т. д. О каких стандартных шагах здесь может идти речь?
В итоге работодатели озлобляются на сотрудников, сотрудники — на работодателей, а комитеты и инспекции в результате этой войны «руководствуются буквой закона». Чем все это заканчивается? Работодатели так и будут уменьшать издержки за счет сокращения расходов на персонал всеми правдами и неправдами. При этом под сокращение попадут самые строптивые. Работники будут бороться за свои права.
При этом, даже выиграв судебное разбирательство и получив право на законное «выходное» пособие, гарантий в быстром получении этого пособия никто не даст, да и при дальнейшем трудоустройстве данный факт биографии работника вряд ли будет в его пользу. А комитеты и инспекции будут разбирать жалобы и тех, и других, собирая бесконечные госпошлины и штрафы с пенями.
Поэтому, просто необходимо находить компромиссные варианты решения данных проблем.
Давайте проанализируем. Сейчас теряют все. У компаний снижаются прибыли, это в лучшем случае. Работодатели увольняют персонал, который подбирался и срабатывался годами. Кризис пройдет, и потребность в трудовых ресурсах возрастет в несколько раз. А подобрать снова такую команду будет гораздо сложнее. На это может уйти уйма времени, сил и средств. Причем это касается разных категорий работников. Зачастую квалифицированного специалиста рабочих специальностей найти гораздо труднее, чем офисного сотрудника с самым замечательным образованием и рекомендациями. Значит, увольнение должно быть действительно самой крайней мерой в сложившейся ситуации.
У работников падает заработная плата, это тоже в лучшем случае. В первую очередь, под увольнение попадают молодые и менее квалифицированные сотрудники, те, кто недавно пришел в компанию, да и просто «неугодные». Поэтому сейчас работники должны максимально проявить на рабочих местах свои самые лучшие профессиональные и личностные качества. Это не гарантия, но возможность остаться на рабочем месте.
Как правило, работодатель и сотрудник стоят по разным сторонам. Но теперь надо объединиться для достижения общей цели — сохранить бизнес и, по возможности, сделать его более сильным и успешным. Проблемы надо решать комплексно. Если есть желание — пути решения всегда найдутся.
Оксана Блудвина
По материалам «Деловая неделя»