По данным Государственного комитета статистики, первый осенний месяц порадовал украинцев небольшим ростом зарплат — около 2% по сравнению с августом, и составил в среднем 1916 грн. в месяц. Правда, порадоваться этому факту суждено не всем. Официальная средняя зарплата работников финансовой сферы снизилась на 320 грн. и закрепилась на уровне 3632 грн. в месяц. «Не повезло» также занятым в сельском хозяйстве (снижение на 119 грн. — до 1155 грн. в месяц), в авиатранспортной деятельности (на 295 грн. — до 4009 грн.), в государственном правлении (на 175 грн. — до 2590 грн.), в деятельности водного транспорта и строительства (на 86 и 14 грн. — до 1950 и 2054 грн. соответственно).
В то же время заметно выросла средняя зарплата в образовательной сфере деятельности — до 1515 грн. (на 254 грн.); в области исследований и разработок (операции с недвижимым имуществом, аренда, инжиниринг, предоставление услуг предпринимателям) — до 2540 грн. (на 240 грн.); в сфере деятельности наземного транспорта — до 2327 грн. (на 176 грн).
Зарплатный Эверест
Специалисты предупреждают: сентябрь — это последний месяц, когда можно наблюдать повышение заработной платы. Еще в прошлом году компании заложили средства для роста зарплаты на этот год в размере 20–30%. Но финансовый кризис внес свои коррективы. Сегодня работодатели заняли выжидательную позицию, заморозив уровень зарплаты не только рядовых сотрудников, но и топ-менеджеров.
В то же время пока еще никто не может сказать точно, сохранятся зарплаты на этом уровне или пойдут вниз. Прошло слишком мало времени, чтобы уверенно говорить о тенденции. Наблюдаемые «минусовые» показатели по заработной плате могут быть и простой корректировкой рынка труда.
Компании обрезают «хвосты»
Не решаясь пока трогать заработную плату, компании урезают свои расходы другим проверенным способом — выдачей денег в конвертах и сокращением штата. Пока «под раздачу» попадают только вспомогательный персонал и отделы, чья деятельность не приносит дохода. Многие надеются, что мировой финансовый кризис пройдется по Украине лишь поверхностно. И если сейчас уволить ценного сотрудника, за которым только несколько месяцев назад шла настоящая охота, то завтра его можно будет увидеть в конкурирующей фирме. Поэтому волна увольнений накрывает, прежде всего, вспомогательный персонал.
Массовые увольнения в Украине сейчас происходят — и будут происходить в дальнейшем — потому, что в большинстве компаний работают «лишние люди», то есть многие украинские организации просто «раздуты» персоналом.
Кому на выход
По сравнению с сентябрем общее количество вакансий в октябре упало на 15%. Вдруг стали не нужны специалисты в банковской и инвестиционной сферах (–70% по сравнению с сентябрем), страховании (–50%), топ-менеджеры (–40%). Подобную динамику подтверждают практически все украинские сайты по поиску работы.
Строительный рынок стал вершиной айсберга происходящего кризиса. Его первые признаки обозначились в начале этого года, а в апреле, после решения Национального банка ужесточить условия кредитования, наступление кризиса стало понятно всем. Сегодня многие проекты «заморожены» до лучших времен. Это напрямую ударило по людям, в них задействованных. Прежде всего под сокращение попали маркетологи, руководители проектов, РR и HR-отделы.
Кто сегодня в цене
В то же время строительные компании ощущают острую нехватку специалистов по антикризисному пиару и менеджерах, способных привлечь инвесторов. Также в цене сейчас менеджеры по продажам и специалисты, имеющие опыт работы в кризисных ситуациях. Но, к сожалению, последних чересчур мало. Сегодня на украинском рынке труда только 15–20% управленцев от общего объема являются профессионалами. Остальные — либо вчерашние «специалисты», либо они не умеют или им просто не дают управлять бизнесом. Сегодняшние свободные топ-менеджеры и управленцы вряд ли найдут работу, если они не показали хороший результат. «Выживут» только те, кто действительно что-то умеет. Так, хороший финансовый или операционный директор точно найдут себе работу.
Вместе с тем, дефицит высококвалифицированных топ-менеджеров на данный момент — проблема не только украинского рынка труда. Не зря же из России идет запрос на менеджеров из Украины. Оставшиеся 15–20% — как раз те, кто действительно что-то представляет.
Сергей Михайлевский
По материалам «Сейчас»