Такой я Машу, пожалуй, никогда не видела: бледная, руки трясутся, голос прерывается. «Уж не заболела ли», — подумала я. Оказывается, нет. Здорова. Просто ей завтра надо идти к начальнику с ежеквартальным отчетом.
«Сама не могу понять, чего я так волнуюсь. Просто места себе не нахожу. А ведь никакой реальной проблемы нет: начальник — человек спокойный, адекватный, да и отчет готов. Но как подумаю о завтрашнем дне, такое беспокойство охватывает, что прям колени подгибаются, сердце будто в яму ухает и хочется сбежать на край света».
Наверняка многим из вас довелось испытать подобное состояние перед ответственным разговором, экзаменом, встречей, свиданием. Дать ему четкое описание сложно. В чем-то оно схоже со страхом, но это не страх. Это — тревога.
Страх представляет собой реакцию на конкретную опасность и подразумевает наличие объекта. Проще говоря, мы боимся чего-то или кого-то: града, грома, пауков, злой собаки, идти одной заполночь по темной улице, того, что мама будет ругаться, дремучего леса. А когда нам известно, в чем заключается опасность и с какой стороны ее ждать, нетрудно предпринять меры, чтобы предупредить столкновение с ней.
В отличие от страха тревога представляет собой расплывчатое опасение, смутное чувство без четкого конкретного содержания. Человек ощущает бессилие, неуверенность, беспомощность перед лицом опасности, которая ни с чем не связана, перед угрозой, которая непонятно от чего исходит. Именно невозможность понять, что является источником страха, делает тревогу столь неприятным переживанием.
Можно, конечно, при виде начальства прятаться в туалете, надеясь, что громкий стук сердца не выдаст места вашей дислокации. Можно активно изображать ангину на собрании, чтобы никому не пришло в голову спросить вашего мнения. Можно вообще не выбираться из квартиры, отключить телефон, а еду заказывать в интернете… Вы, конечно, избежите всех опасностей, но рискуете превратиться в законченного социофоба.
Чаще всего иррациональная тревога говорит о том, что у нас есть внутренняя проблема, которая требует разрешения. Если мы обратим внимание на свое состояние и начнем разбираться в себе, может оказаться, что трепет перед начальством связан с фигурой деспотичного деда по маминой линии, к которому вас отправляли на все лето в детстве, а страх перед публичным выступлением вызовет в памяти слова родителей, которые все время твердили, что вы во всем непонятно почему должны быть самой лучшей.
Если же для визита к психологу пока нет времени, то для начала подойдите к своей тревоге рационально. Обратите внимание, в каких ситуациях она возникает. Наверняка вы заметите, что между ситуациями и лицами, вызывающими беспокойство, есть нечто общее. Постарайтесь отследить те мысли, которые проносятся в вашей замутненной тревогой голове. Скорее всего, это будет что-то вроде: «Что он (она) обо мне подумает? Смогу ли я все объяснить, чтобы меня поняли? Что же я буду делать, если ничего не получится?» Постарайтесь ответить на каждый из «отловленных» вопросов, подключив логику, и лучше сделать это не во время важной встречи, а непосредственно перед ней.
Разве вам по большому счету важно, что о вас подумает официальное лицо, с которым вас связывают лишь деловые отношения? Если в ваших словах будет что-то непонятное, вас обязательно попросят уточнить. И самое главное: если у вас что-то выйдет не так, как вами задумывалось, это не катастрофа всемирного масштаба, а просто повод поразмыслить, как сделать так, чтобы в следующий раз все было хорошо. Думайте лучше об этом, и тогда времени на тревогу практически не останется.
По материалам Tata.ru