Все-таки жизненная стабильность приятнее, чем нестабильность. За исключением одной детали: очень скоро оборотной стороной стабильности становится рутина, при которой любое событие и его результат заранее известны.
Рутинной может оказаться вся жизнь или какой-нибудь ее фрагмент: постылая работа, позиция «мужчина сверху», надоевшие алкогольные посиделки как единственная доступная форма общения… Рутина — это не процесс, это наше к нему отношение. Следовательно, дело не столько в рутине, сколько в нас самих.
Чем нас не устраивает рутина:
-
Для многих это полная противоположность свободе.
-
Погрязнув в рутине, кажется, что не ты хозяин собственной жизни, а, наоборот, она взяла тебя в оборот.
-
Снижается концентрация внимания, а значит — снижается интерес ко всему происходящему, в итоге проживаем собственную жизнь вполсилы. Куда расти?
Рутина начинается тогда, когда на месте, где должны быть положительные эмоции от какого-нибудь дела или события, не образуется ничего.
Ведь по идее, мы должны получать удовольствие от собственных достижений — и от стабильных отношений, и от неплохой работы, и от более ли менее устроенной жизни. А вот не радует, хоть тресни. А почему, собственно, человека должен радовать сегодняшний день, если он отличается от такого же год назад только незначительными деталями? Получаемый опыт и эмоции остались совершенно идентичными. Так и хочется спеть: «А с нами ничего не происходит и вряд ли что-нибудь произойдет». Не песня, а просто диагноз какой-то.
«Если развитие остановилось, значит, близится смерть», — говорил Сенека. Иными словами, во всем должна быть динамика. Попробуйте отыскать хотя бы пяток примеров, где бы не происходило вообще никакой динамики. Даже египетский сфинкс не просто тысячелетиями стоит в пустыне, а потихонечку разрушается — то есть, испытывает на себе влияние окружающей среды.
Беспокойство по поводу своей «законсервированности» (она же — полный комфорт и стабильность) могут переживаться человеком в довольно мягкой форме. Однако, стоит этому беспокойству наложиться на какой-нибудь возрастной кризис, и последствия окажутся самыми непредсказуемыми: вплоть до «бросить все» и уехать в Гоа навеки поселиться.
И даже если ни карьера, ни окружение не требуют от человека дальнейшего развития, не стоит топтаться на месте. Избавлением от рутины отсутствующей динамики может стать захватывающее хобби, расширение собственных возможностей или кругозора.
Так страшно сделать шаг
Частный случай отсутствия развития — когда человек просто старательно его избегает. Подобным «дефектом» страдают неуверенные в себе люди, предпочитающие заниматься осточертевшими, но хорошо получающимися вещами, нежели взять на себя более сложные задачи, опасаясь неудачи. Такие люди слегка путают боязнь вызова своим способностям с заботой о собственной репутации. А если лелеять эти страхи, то велика вероятность всю жизнь просидеть на кухне, бормоча: «До чего же все надоело, надо что-то менять».
Не вижу цели
Многие склонны противопоставлять рутину и свободу. Особенно заметен контраст, когда вчерашние студенты, попав на свою первую «взрослую» работу, ужасаются тому, что в этой тягомотине им предстоит провести долгие годы. Ну как тут избежать сравнений нынешней регламентированной рабочей жизни и вольного студенческого прошлого?
Подобное восприятие свободы сильно попахивает подростковым максимализмом. Свобода в понимании такого человека — не столько право заниматься чем-то определенным, конкретным и интересным, сколько хаотичная смена впечатлений и готовность к любым авантюрам.
Эта свобода сравнима с сидением перед телевизором и переключением каналов в надежде выловить что-нибудь интересненькое, чтобы занять имеющееся время. Если вы жалеете о потере «свободы», стало быть, ваша проблема — в постановке цели. Еще Рэй Брэдбери говорил, что избежать рутины повседневной работы можно, только имея любимое дело.
Все люди делают это
В словаре Даля рутина определяется как «безотчетное следование обычаю». Случается, семья или окружение приучают нас к мысли, что рутина неизбежна, как утренняя чистка зубов. В этом случае важен не столько факт, сколько отношение к нему. Убежденность в том, что от рутины еще никому не удавалось скрыться, приводит нас по крайней мере к двум выводам: что любимого дела не существует, и что желательно быть как все.
Позиция «стерпится-слюбится» по отношению к собственной жизни в большей степени свойственна женщинам, чем мужчинам. Часто барышни, безотчетно следующие обычаям, обладают заниженной самооценкой, слабо представляют свои потребности. Зачастую они поступают в институт «поближе к дому», по его окончании выбирают первую попавшуюся работу и особых карьерных запросов не имеют. Действительно, зачем желать большего, если жизнь — это унылая обязанность?
Бороться и искать
Методов, с помощью которых можно взнуздать повседневную рутину, всего два: революционный и эволюционный. Революционный красив: порвать, уйти, хлопнуть дверью и этим радикально изменить собственную жизнь. Впрочем, несмотря на то, что мы привыкли восхищаться людьми, способными на столь эффектные жесты, редко кто торопится последовать их примеру — особенно, когда есть, что терять.
По материалам E-news.com.ua