В профессиональные клубы топ-менеджеры ходят за разным: одни — чтобы попасть в круг нужных людей, другие — обсудить вопросы бизнеса, но и те и другие — в поисках общения с себе подобными. Много ли пользы от таких собраний? У экспертов и участников мнения на этот счет расходятся.
Ирина Гудкина в должности генерального директора петербургского агентства недвижимости «Бекар» без малого три месяца. Первый раз на встречу в Клуб генеральных директоров она пришла в ноябре прошлого года (будучи еще исполнительным директором). Тема заседания называлась «Директор в борьбе за таланты. А у нас как раз тогда возникли сложности с одним риэлтором: человек проработал два года, завел много полезных связей и в какой-то момент, почувствовав собственную исключительность, стал диктовать правила работы с клиентами. Высокие притязания сотрудника волновали руководство: заносчивость одного могла стать примером для других.
В риэлторском бизнесе такой болезнью болеет почти вся менеджерская верхушка. Агенты — как свободные художники, у нас каждый пятый с характером. За советом Гудкина обратилась в клуб. «Из недвижимости я была одна, но, пообщавшись с директорами других компаний, поняла, что с проблемой «звездности» подчиненных сталкивается каждый второй руководитель», — говорит Гудкина. Коллеги подсказали решение: работнику ни в чем не препятствовать, но и не потакать. Спустя какое-то время тот ушел из компании сам, освободив таким образом руководство от долгих выяснений, кто прав, кто виноват.
Узок круг
Одна из причин, по которой людей тянет в клубы, — возможность получить новые знания от коллег-практиков, профессиональный совет более опытных специалистов.
Обычно такие встречи, а они происходят на регулярной основе, посвящены определенной узкой теме. Формат — тематические презентации коллег: от конкретных кейсов из их собственной бизнес-практики до представления новых технологий и идей.
Клубы отличаются от тренингов и семинаров тем, что аудитория последних, как правило, очень разнородная и среди слушателей конференций сложно встретить профессионалов высокого класса — они в основном не нуждаются в подобной форме образования.
Что важно — спикерами в клубе не всегда бывают специалисты того же профиля. На заседания периодически заглядывают, например, редакторы газет и журналов.
Профессия PR-менеджера связана с непрерывным генерированием идей, и «обкатать» их на коллегах никогда не лишне.
Совет равных
На встречи принципиально не приглашают менеджеров консалтинговых фирм — только директоров. Когда между собой общаются исключительно руководители компаний, диалог получается «более качественным» и бизнес-контракты заключаются быстрее: директору не нужно знать специфику тех или иных услуг, ему интересно пообщаться с таким же руководителем, обсудить с ним проблемы и получить конкретный совет.
Но у желания общаться исключительно с себе подобными есть и другие причины. «Часто между топ-менеджерами компаний в силу соперничества возникают напряженные отношения, дело иногда доходит до конфликтов между отделами. В этом случае руководитель подразделения оказывается в некоторой изоляции, есть даже такое понятие «одиночество наверху». В поисках поддержки и понимания они и приходят в клуб.
Без фанатизма
Наиболее активное участие в клубной жизни принимают люди, которым просто интересно собираться вместе. Грань между профессиональным и дружеским общением быстро стирается, и обсуждение бизнес-вопросов отходит на второй план. Оно и понятно: большинство клубов посещаются в свободное время, да и членские взносы, которые по идее должны дисциплинировать людей, в них символические. Если на том же тренинге ведущие чувствуют себя обязанными дать человеку знания за его деньги, то в клубах отсутствие ощутимой финансовой составляющей и понимание того, что все собираются добровольно и в нерабочее время, расслабляет.
Контакты, которые приобретаешь в процессе реальной работы, оказываются намного полезнее, общение же в клубах часто получается формальным: излишне светская обстановка мешает понять, кому из присутствующих можно доверить чаяния и нужды бизнеса. «Например, на одной из таких встреч, проходившей в Испании, участники (собственники компаний) подходили друг к другу и задавали одни и те же вопросы: «Сколько вы работаете в компании? Какой у вас оборот? — рассказывает Гозман. — Потом звучала фраза: «Какие вы молодцы!» И на этом все — точка. Ни одной реально волнующей меня проблемы обсудить так и не удалось».
По материалам «Ведомости»