Наверное, самый распространенный ответ на вопрос «Почему вы хотите работать в HR?» на собеседовании с начинающими (и не только) специалистами по персоналу — это «Хочу работать с людьми!» или даже «Я люблю людей!».
Не скрою, когда-то я тоже так думала, и искренне недоумевала, почему моя мотивация вызывала сомнение у более опытных коллег.
Все дело в том, что HR специалист — не мамочка, не жилетка для коллег, не великий гуманист, не учитель и не сканер человеческих душ. Но обо всем по порядку.
У всякой функции в компании есть цель, которая напрямую связана с задачами бизнеса (или миссией организации, если речь об НКО). Какова же цель HR? Если коротко — создавать и внедрять такие инструменты, которые позволяют компании привлекать лучших людей. Они, объединившись в сильные команды, добьются максимального результата при минимально возможных ресурсах. Все это будет сопровождаться устойчивостью, гибкостью и постоянным развитием.
Если вдуматься, все указанные выше понятия, часто ассоциирующиеся с «персональщиками», в существенной степени этой задаче противоречат.
HR-специалист — не мамочка
Если менеджер по работе с персоналом превратится в заботливую маму сотрудников, то невозможно себе представить его в роли беспристрастного и справедливого «арбитра» противоречий в отношениях работника и работодателя.
О какой объективности тогда может идти речь? Мы же понимаем, материнская любовь безусловна. Желание такого HR-а защитить, утешить и накрыть всех мощными крыльями любви лишает компанию возможности регулировать результаты и принимать сложные, но иногда необходимые кадровые решения.
HR-специалист — не жилетка для коллег
С ролью «жилетки» все еще проще. Нет ничего плохого в том, чтобы пожаловаться на жизнь коллеге, с которым сложились доверительные отношения. Но выслушивание чужих печалей не должно становиться функцией конкретного отдела. Если компания, оценив внутренний климат, решит дать своим сотрудникам возможность регулярно «спускать пар», то она нанимает штатного психолога. Особенно продвинутые работодатели организуют йогу в офисе, открывают комнаты релаксации, приглашают тренеров по mindfulness, проводят дни психического здоровья — в общем, учат работать со стрессом и создают среду, где он проходит быстрее.
HR-менеджер зачастую не обладает необходимой квалификацией, и главное — ресурсами, чтобы заменить психолога. За рабочее время мы получаем заработную плату, и если это время в значительной степени занимает моральная поддержка коллектива, то кто же будет выполнять непосредственные задачи HR?
HR-специалист — не великий гуманист
В представлении некоторых людей, HR мечтает о том, чтобы создать идеальные условия труда, дать щедрое вознаграждение, развеселить мероприятиями и обучить всему на свете. Безусловно, важно положительно подкреплять высокие результаты, отмечать заслуги, создавать возможности для развития сотрудников, тем самым поощряя долгосрочную лояльность.
Но, как говорится, мы все здесь собрались по делу. Из этого следует принцип эффективного поощрения (его еще емко формулирует английская фраза «merit-based»): блага раздаются не просто так, а по заслугам. Между действиями сотрудника, его вкладом в общий результат и вознаграждением должна быть прямая связь.
HR-специалист — не учитель
Интересная коллизия возникает с обучающей функцией, которую так любят приписывать HR-отделу. Действительно, зацикленность на тренингах и прочих подобных мероприятиях много лет была одной из главных особенностей работы с персоналом. К HR приходили и приходят за обучением.
При этом известное исследование наиболее высокорезультативных сотрудников, проведенное Чарльзом Дженнингсом, показало, что формальное обучение (тренинги, обучающие сессии, чтение литературы) дают не более 10% навыков, необходимых для успеха. Теперь принцип 70:20:10 (70% навыков усваиваются непосредственно в процессе работы, 20% — за счет наставничества и наблюдения за более опытными коллегами) на слуху, наверное, у всех. Так почему же HR до сих пор воспринимается как главный обучающий «орган» в компании?
HR-специалист — не сканер человеческих душ
Еще один живучий миф, который, тянется в день сегодняшний из прошлого, когда отдел кадров был местом хранения тайных сведений о человеке.
Нет, HR больше не собирает досье, полное секретов, способных как возвысить, так и низвергнуть любого, не стремится видеть каждого насквозь, не обладает пониманием, что происходит в душе у сотрудников.
Инструменты, которые есть у нас в руках, не похожи на хрустальные шары. Мы можем ошибаться в людях, как и все: рекомендовать менеджерам не тех кандидатов, пропуская при этом действительно стоящих, предлагать не те способы стимулирования, не замечать зреющее недовольство, откладывать то, что на самом деле срочно. В конечном счете любые «не» перед словом «HR» подтверждают простую вещь: HR — он тоже человек!
Вас может заинтересовать |
|
|
|
Ольга Порфирьева