Горе от труда. Синдром выгорания косит офисных работников
Новини
30.12.2011
Горе от труда. Синдром выгорания косит офисных работников
Хронический упадок сил, отсутствие мотивации, ненависть к себе и окружающим. Если это о вас, знайте: вы стали частью поколения, страдающего от «синдрома выгорания».
У 30-летнего киевского айтишника Антона Кравченко время есть только на работу. Каждый день он встает в 7 утра, выпивает чашку кофе, выкуривает сигарету и отправляется в офис. Когда закончится его рабочий день, Антон никогда заранее предугадать не может, поэтому с некоторых пор он просто перестал строить планы на вечер. «Я иногда вообще начинаю путаться — живу я для того, чтобы работать, или работаю, чтобы жить, — вздыхает он. — Кажется, все-таки первый вариант. Такое ощущение, будто ничем кроме работы я не занимаюсь, только сплю и ем. Очень часто к выходным так выматываюсь, что силы остаются только на то, чтобы полежать на диване, тупо уставившись в телевизор». В таком бешеном ритме программист живет уже третий год. «В компании, где я работаю, — весь соцпакет. Даже есть абонемент в бассейн и тренажерный зал. Но вся соль в том, что у меня тупо нет времени на походы в зал и бассейн. И я понятия не имею, что мне со всем этим делать», — рассказывает Антон.
Стресс зачастую путают с «синдромом выгорания», считает известная в США эксперт в области психологии, автор бестселлеров, посвященных депрессии и хроническому переутомлению Джоан Борисенко. Один из шести американцев хотя бы раз в своей жизни слышит диагноз «стресс» от своего лечащего врача. «В этом, по большому счету, виноваты фармацевтические компании, — говорит Борисенко. — Ведь когда человеку ставят такой диагноз, то ему можно назначить медикаментозное лечение». Но препаратами, по ее мнению, вылечить «выгорание» невозможно. Этому синдрому, как правило, подвержены люди, которые привыкли выкладываться на работе, проводят в офисе более 8 часов в день и нередко трудятся сверхурочно в выходные. В условиях, когда компании, стремясь сэкономить, сокращают штат, оставшимся «счастливчикам» сваливается на голову вдвое, а то и втрое больший объем работы. Но никто не протестует, чтобы самому не оказаться уволенным. И если раньше серьезный стресс грозил разве что клиническим трудоголикам, то теперь достается даже тем, кто не склонен хоронить себя за офисным компьютером.
На прием к психологу, автору тренингов для семейных пар Анне Валенсе все чаще обращаются молодые люди в состоянии депрессии, вызванной постоянным напряжением на работе. Но подавленность люди связывают с чем угодно, только не с работой. «Многие боятся нищеты, поскольку работа — это деньги, а деньги — это все. Приехавшим в Киев молодым людям нужно оплачивать квартиру, на что-то жить. Этот трудовой надрыв они считают оправданным, — объясняет психолог. — Многие из них учились за границей, видели американскую модель, которая предполагает полную сосредоточенность на работе, нефиксированный рабочий график, и применяют ее здесь. С одной стороны, это им дает базу для выживания, а с другой — атмосфера в Украине не американская». Концентрируясь только на рабочих задачах, вынужденные трудоголики больше теряют, чем приобретают. И в первую очередь страдают семейные отношения.
«Кто зарабатывает, сколько, кто ведет, кто ведомый? Как сотрудничать вместо того, чтобы конкурировать? Все это очень сильно бьет по отношениям, потому что стирается разница между традиционными ролями мужчины и женщины», — с сожалением констатирует Анна Валенса. Все эти проблемы в итоге сказываются на физическом здоровье — появляется учащенное сердцебиение, начинаются обмороки, скачет давление. По словам специалиста, как правило, украинцы лечат стрессы старым проверенным способом — выпивкой в компании друзей.
Синдром зомби
Одна из последних книг американского психотерапевта Джоан Борисенко называется «Дотла: почему вы горите на работе и как возродиться из пепла». Автор дает советы, как справиться с «выгоранием», не прибегая к помощи медикаментов. Главное — это научиться правильно оценивать свое состояние и быть готовым ради собственного здоровья изменить свою жизнь. Борисенко сама в течение десяти лет вынуждена была разрываться между семьей, научной деятельностью и написанием книг. В какой-то момент она поняла, что привычные радости уже не доставляют ей удовольствия.
«Я хотела точно знать, почему чувствую себя, как зомби. Неужели я стала типичным героем рекламы прозака (антидепрессанта. — Фокус)?» — говорит психолог. Она решила написать книгу о «синдроме выгорания», так как могла поделиться собственным опытом и рассказать истории своих друзей и коллег по работе в сети Facebook. «Я поняла, что это заболевание — мотивационная проблема, — отмечает Борисенко. — Человек в какой-то момент опускает руки и теряет интерес ко всему, что его окружает».
Чаще синдрому подвержены женщины, поскольку, по мнению Борисенко, они чаще, чем мужчины, игнорируют собственные потребности и стараются угождать окружающим. Яркий пример такого самопожертвования — акушер-гинеколог Дженна. Долгое время она откладывала рождение собственного ребенка, так как полагала, что должна посвятить себя будущим мамам и окружить их усиленной опекой. В конце концов у нее испортились отношения с мужем Стивом. Она считала, что он должен относиться к ее загруженности с пониманием. Но Стиву становилось все сложнее общаться с ней, вечно уставшей и раздраженной. Когда их отношения оказались на грани разрыва, Дженна уволилась из клиники и взяла шестимесячный перерыв, а потом нашла работу на полставки. Свободного времени у нее стало больше, и она почувствовала себя намного лучше. Но многие жертвы «синдрома выгорания» спохватываются слишком поздно.
Англичанка Хелен Макнеллен, трейдер из лондонского Сити, из-за нервного срыва оказалась в психиатрической клинике. «Я боялась показаться слабой, потерять работу и дом», — вспоминает она. В какой-то момент женщина поймала себя на мыслях о самоубийстве, после чего ей пришлось пройти курс лечения в клинике.
Джоан Борисенко считает, что многие из тех, кто страдает от «выгорания», убеждены: без максимальных усилий они ничего в жизни не добьются. «Поначалу производительность труда растет, но это не будет продолжаться вечно, — говорит Борисенко. — Наступает момент, когда ты прилагаешь больше усилий, но качество сделанного тобой падает. Так и наступает «выгорание».
Мозг человека, живущего в состоянии подавленности, запускает «центр страха», в результате теряется контроль над эмоциями. Жертва «синдрома выгорания» замыкается в себе и теряет связь с внешним миром. Подавленность и равнодушие зачастую приводят к серьезному ухудшению физического здоровья. Джоан Борисенко дает совет всем, кто не утратил чувство юмора, провести следующий эксперимент: написать собственную эпитафию. Представьте себе, каким запомнят вас близкие, предлагает она. И приводит в пример одну из шуточных эпитафий, написанную самой себе ее подругой Лореттой Ля-Роше: «Работу выполнил в срок. Но все равно умер». Возможно, представив себе такую надпись, вы выключите компьютер и прогуляетесь по улице, отдохнете где-нибудь с друзьями или проведете вечер с семьей.
Увлеченность идеей Вы безуспешно пытаетесь что-то себе доказать, и это истощает ваши силы. Что делать: определитесь, что мотивирует вас в жизни. Концентрируйтесь не на результате, а на процессе.
Работающие маньяки Вы готовы работать на износ и выбираете подход «сделай или умри». Что делать: оцените ваше состояние по шкале от 1 до 10. Если «доработались» до 7–8 баллов, займитесь чем угодно, кроме работы. Если вы не позаботитесь о себе, пострадает и ваше дело.
Игнорирование собственных потребностей Довольно опасная стадия, когда человек готов терпеть физическую боль и не обращает внимания на сигналы истощенного организма. Что делать: оцените свое состояние от 1 до 10, спросив себя: «Получаю ли я от жизни удовольствие?» Посетите уроки танца или рисования. Спустя пару месяцев попробуйте снова поставить оценку своей способности получать от жизни удовольствие.
Состояние апатии Все валится из рук, и вы ищете виновника сложившейся ситуации. Что делать: возможно, вам следует уехать из города на уик-энд, взять небольшой отпуск и побыть наедине с собой.
Смерть ценностей Вы каждую лишнюю минуту посвящаете работе, и она поглощает всю вашу жизнь. Что делать: что доставляло вам радость в детстве? Посещение кинотеатра? Игра в бильярд? Пообещайте себе провести хоть раз время так, как это было в школьные годы.
Фрустрация, агрессия и цинизм Появляется неконтролируемая раздражительность и вечное недовольство окружающими. Что делать: используйте энергию рациональнее. Определите три ситуации, на которые понапрасну тратите силы, и придумайте три способа использовать ваше время эффективнее.
Эмоциональное истощение и нежелание выполнять свои обязательства В таком состоянии вы намеренно изолируете себя от всех и начинаете прогуливать работу. Что делать: расскажите о своем состоянии близкому человеку, другу, мужу или жене, вашему психотерапевту, главное — не отгораживайте себя от общества.
«В кого я превращаюсь?» Окружающие люди пытаются достучаться до вас, но вы не способны воспринимать их заботу и не признаете своей вины за ситуацию, в которой оказались. Что делать: избавьтесь от того, что причиняет вам дискомфорт. Откажитесь от дополнительной работы, пусть даже вы потеряете часть заработка. Наградой будут свободное время и отсутствие нервотрепки.
«Оставьте меня в покое!» Эту стадию называют деперсонализацией, когда человек теряет веру в себя и считает, что не может изменить свою жизнь. Что делать: Научитесь жалеть себя и проявите такие же чувства по отношению к окружающим вас людям, близким, незнакомым и даже врагам.
Внутренняя опустошенность На этом этапе человек отказывается от своих надежд и своей мечты, все, что он когда-то любил, становится ненужным и неинтересным. Что делать: начните с простого — со своего питания. Побалуйте себя каким-нибудь неожиданным блюдом, пробуйте что-то новое хотя бы раз в неделю. Это вернет вам вкус к жизни.
Кому какое дело Стадия депрессии, сопровождающаяся физическим и психическим истощением. Что делать: занятия йогой и акупунктура могут помочь, но лучше найти эксперта, психолога или психотерапевта, который знает, что такое «синдром выгорания».
Физический и ментальный коллапс Эта стадия грозит суицидальными наклонностями. Что делать: здесь вам точно понадобится медицинская помощь. Но вы также можете составить список всего, что представляет для вас наибольшую ценность в жизни: дети, отношения с партнером и т. д. Крайне важно научиться не отказываться от этих ценностей.