Блага, которые мы теряем, имеют в наших глазах двойную цену.
М. Ю. Лермонтов
Проблема массового увольнения людей в период мирового финансового кризиса побудила психологов провести различного рода исследования на тему психологических последствий потери работы. Например, простые служащие острее чувствуют потерю стабильной работы и им сложнее найти новую, а люди свободных профессий переживают такие моменты легче. А подробные объяснения причин увольнений в связи с кризисом находят гораздо больше понимания у уволенных сотрудников, чем подсиживания и доведение людей до «собственного желания», часто встречающиеся в нашей реальности.
С детства нам внушают, что человек должен работать, дабы обеспечивать себя, помогать близким, приносить пользу обществу. И любое отступление от этого закона вызывает недовольство, в первую очередь, у нас самих. Встречаются люди, для которых увольнение — всего лишь стимул узнать что-то новое, найти лучшее место работы, сменить обстановку и вообще хоть как-то разнообразить жизнь.
Но бывает и так, что потеря даже ненавистной работы (где не устраивало практически все: зарплата, график, месторасположение офиса), тем не менее, вызывает целый шквал неприятных эмоций, полных сожаления и растерянности. Особенно, если руководство решило сэкономить свои средства и напоследок сделало все, чтобы унизить бывшего сотрудника, что ни в коей мере не является поводом для самоуничижения, а скорее для критики тех людей, что позволили себе так поступить.
И что же делать, если такое случилось? В первую очередь, не стоит бросаться на поиски виноватых, и уж тем более, не спешите искать их в зеркале, навешивая на себя негативные ярлыки. Наличие или отсутствие работы не говорит о человеке ровным счетом ничего. Зато умение отделять личное от служебного — талант, который присущ, увы, немногим. Именно личностные характеристики оказываются наиболее уязвимыми в таком случае.
Самый тяжелый момент в подобной ситуации — гнетущее чувство нахлебничества, когда приходится зависеть от других, пусть и близких, людей. Это особенно напрягает тех, кто привык сам контролировать свои финансы, отвечать за траты и обеспечение не только себя, но и своей семьи. Потерять в одночасье такой момент влияния — крайне травматично. А тут еще близкие твердят: «Мы тебя прокормим, не переживай», словно подчеркивая перемены в социальном статусе, давя на больную мозоль. Но будет лучше, если в этой фразе вы услышите: «Мы тебя поддержим, можешь смело начинать все заново, ты не один в этом мире». Просто не все люди умеют формулировать мысли правильно.
Именно проблемы на личностном уровне обычно мешают человеку вновь войти в колею, найти новую работу, озадачиться собственным благополучием. Привычная гонка, резко превратившаяся в застой, вносит зерно сомнения, теряется уверенность в собственных силах и возможностях. Появляется ощущение, что, теряя должность в организации, человек теряет какие-то черты собственной личности. И эта растерянность не способствует решению проблемы.
В период серьезных кризисов, когда очередное увольнение оказывается основной новостью дня, подобная информация становится дополнительным стрессором в жизненной позиции человека, потерявшего работу. Единственный выход здесь — постараться ограничить подобный поток новостей. Если на некоторое время отвлечься от упреков в свой же адрес на тему своих способностей и ценности себя, как работника, то можно задаться вопросом: а что можно сделать, чтобы оказаться привлекательнее своих конкурентов?
Пока есть работа, мы не задумываемся о своей квалификации, уделяя время профессиональным обязанностям, выполняя одни и те же операции, выкладываясь, дабы сохранить жизненный уровень и должность. А вот расти и развиваться сил и времени уже не остается. И с этой точки зрения временная передышка от работы, постоянного прессинга на тему «должен и обязан» позволяет взглянуть на свою позицию в рейтинге специалистов с совсем другой стороны. Это же время можно потратить на повышение своих знаний в выбранной области, рассмотрение смежных вакансий, которые, быть может, в данный момент более востребованы на рынке, но прежде выпадали из поля вашего зрения, хотя знаний и опыта вполне достаточно, чтобы попробовать себя на этом поприще.
Вполне возможно, что пересмотр своих навыков, осмысление истинных желаний и вовсе приведет к решению о выборе совершенного иного пути дальнейшего развития. Быть может, поменяв не просто работу, но и направление деятельности, вы сможете сделать гораздо более успешную карьеру, чем на предыдущем месте работы.
Если же период поиска затягивается, то стоит задуматься о помощи со стороны. Есть опасность «застрять» в переживаниях собственной неполноценности, виновности в происходящем, впасть в депрессию. Самолечение в такой ситуации вряд ли поможет, если «болезнь» прогрессирует с каждым днем, а сожаление об утерянных возможностях (порой весьма эфемерных) забирает все силы от борьбы за будущие перспективы. Помощь психолога в такой ситуации поможет взглянуть на ситуацию под другим углом.
Не спешите ставить на себе клеймо неудачника, даже если все происходит вопреки вашим ожиданиям. Те, кто дает себе время собраться с мыслями после увольнения, избавляясь от чувства неуверенности, позволяя себе немного отдохнуть, впоследствии на собеседованиях производят гораздо лучшее впечатление, чем их конкуренты, бросившиеся на поиски работы на следующий же после увольнения день.
Ведь, в конце концов, «ничего не кончено для того, кто жив», сказал французский писатель Ромен Роллан. А значит, будут и новые возможности, и интересные предложения, и более успешные должности.
Потеря работы наряду с потерей собственного здоровья, утратой близких, потерей имущества — событие, потенциально травматичное.
Событие, которое может как напрямую воздействовать на физическое и психическое состояние человека — например, вызывать подавленность или неустойчивость настроения, психосоматические боли и нарушения в функционировании организма, так и косвенно — вызывая депрессивное состояние посредством понижения собственной самооценки («Я — плохой работник», «Я — неудачник», «У меня ничего не получится»), негативных прогнозов будущего («Теперь я никогда не устроюсь на хорошую работу», «Я не смогу выплачивать ипотеку» и т. п.), и нарушения важных социальных отношений («Мне сейчас не до отношений — мне надо искать работу», «Я не хочу жить за чужой счет», «Мне не удобно перед приятелями, что я безработный» и др.
Попробуем описать четыре главных шага восстановления своего «личностно-профессионально-социального» статуса, приводящего к наиболее благоприятному психическому состоянию человека в этой ситуации и наиболее вероятному получению новой работы.
- Первое, что хорошо бы проверить — самому или лучше вместе с психологом -психотерапевтом — а не «склеиваю» ли я потерю работы со своей личностной «нехорошестью», личностным «нездоровьем», неправильностью, несостоятельностью, неудачливостью. Или другими словами, не обобщаю ли я: «Я потерял работу — значит, я потерял себя…». Потеря «себя» или точнее, своего «Хорошего Я» гораздо более травматичное событие как ситуативно, так и в плане долгосрочных следствий, чем потеря работы… И эту потерю надо восполнять в первую очередь…
- Второе, что хорошо бы понять — какими чувствами я «наполняюсь» или даже «переполняюсь» в результате произошедшего увольнения. Если ВИНА, ОБИДА, ЗЛОСТЬ или СТЫД — мои «верные спутники», то вместо рассылки своего резюме, мне надо срочно бежать к психологу, чтобы разгружаться от этого сомнительного «наследства» — и прояснять, в чем я действительно виноват, или скорее, за что я действительно несу ответственность, а что мне досталось из-за моей некритичности (невнимательного присвоения) по отношению к родительской критике, критике начальства или к другим источникам. Если даже я переборщу с освобождением себя от вины, стыда и ложных обязательств — на этом шаге не страшно — поскольку, главное, не перегрузить себя лишним бременем так называемых «негативных» чувств.
К сожалению, разгрузка от таковых чувств, несмотря на советы многих «учебников по самопомощи», как правило, не происходит от «позитивных аффирмаций» типа: «Мне радостно, меня не угнетает вина, я чувствую себя легко и свободно…». Этот случай скорее описывается банальным высказыванием «Сколько ни говори «халва», во рту слаще не будет!».
- После процедуры «психологической разгрузки» можно приступить и к более сложному мероприятию — анализу своей реальной профессиональной дееспособности. При этом так же важно не преуменьшать свои заслуги и способности, как и не преувеличивать свои возможности, свои профессиональные компетенции… Необходимо трезво «посмотреть в глаза» и социальной реальности: а насколько я со своими реальными профессиональными знаниями и умениями востребован сегодня на достаточно конкурентном кадровом рынке.
Без хорошей проработки первых двух шагов, на этом этапе просто не справиться — ведь необходимо очень сильно поддерживать себя в этой процедуре «освобождения от иллюзий»…
- И наконец, четвертый этап — непростой выбор, собираясь ли я продолжать грустить о прежней работе, о несостоявшихся планах, находиться в эмоциональных переживаниях, связанных с прошлыми событиями и т. д. — или уже готов заботиться о своем будущем, о будущем связанных со мной близких, и готов начать довольно длинный и сложный поиск новой работы…
И если я действительно готов — то это значит, я готов сталкиваться с разочарованиями и неуспехами на этом пути, готов преодолевать свою лень, мобилизовать свою энергию и пользоваться поддержкой окружающих, готов продолжать верить в себя и успех даже при многократных отказах работодателей и сомнениях своих близких и друзей, готов критично пересматривать свои реальные профессиональные достоинства и реальную социальную востребованность и снова возвращаться к поискам работы и к собеседованиям.
Отдельным ответвлением на этом пути является решение о дообучении или переобучении — в том случае, когда мои профессиональные притязания значительно превышают мои профессиональные компетенции.
Эти четыре шага — не просто теоретизирование, jeu d’esprit на тему «потеря работы — психологическое восстановление себя — получение новой работы». Это обобщение реального терапевтического пути, который успешно проходили вместе со мной многие люди, обратившиеся за психологической поддержкой при потере своей работы — сотрудники различных частных и государственных компаний, менеджеры, руководители. И эти конкретные люди, потеряв важную для себя работу, находили потом «себя», свою профессиональную уверенность, а затем и свое новое хорошее профессиональное место.
По материалам «UBR.UA»