Всемирное женское движение выработало ряд стереотипов, которые в цивилизованном мире приобрели значение неких «священных коров». Попробую сформулировать их в максимально лаконичном и обобщенном виде, буквально 2–3-мя пунктами.
Женщин меньше, чем мужчин, в производстве, в бизнесе, во власти.
А это значит, что в производстве, бизнесе и власти они подвергаются дискриминации. Надо преодолеть эту дискриминацию, чтобы женщин стало столько же, сколько и мужчин, в производстве, бизнесе, во власти.
Вот схема, идущая со времен Клары Цеткин. Плохо, что эта схема (как вообще-то, любой стереотип), упрощает, или лучше сказать, вульгаризирует представление об экономических возможностях, и главное — об экономической выгоде женщин. Подобные стереотипы часто прослеживаются в интерпретации результатов экономических и социологических исследований.
Согласно анкетированию 400 руководителей и хозяев компаний 40,0% респондентов пришли в бизнес сознательно, поскольку чувствуют способность к предпринимательству, 18,6% видят в бизнесе возможность реализовать свои специальные знания и умения. В то же время, 16,9% оказались в бизнесе в силу обстоятельств (в связи с изменением формы собственности предприятия и т. д.), а 23,8% пришли в бизнес вынуждено: для них это было единственное средство выжить и обеспечить себе и семье достойное существование.
Однако, эти настроения существенно различаются в разрезе гендерных групп. Так бизнес стал сознательным выбором для 46,2% мужчин и только для 32,8% женщин. В то же время, приход в бизнес как вынужденную меру и как средство выживания рассматривают 19,2% мужчин и около 30% женщин. Под давлением обстоятельств пришли в бизнес 14,1% мужчин и 20,1% женщин.
Таким образом, среди женщин значительно чаще, чем среди мужчин, распространено «вынужденное предпринимательство».
Интересно отметить, что наиболее высокий процент готовых отказаться от бизнеса ради спокойного и стабильного заработка — в общественном питании (42,5%), в сфере бытовых услуг (38,5%), в торговле (32,3%), т. е. там, где более всего заняты женщины. В отраслях производства этот показатель — 18–25%.
И государство, и женские неправительственные организации должны изменить доктрину.
Нынешняя доктрина: «Пусть женщины будут везде».
Нужна доктрина: «Пусть женщины будут там, где им лучше».
В плоскости «Женщины и бизнес» можно сформулировать доктрину следующим образом: «Не столько женщины для бизнеса, сколько бизнес для женщин».
По материалам Lady-x.ru