На сегодняшний день люди разных профессий имеют возможность подрабатывать. Швея берет часть клиентов со стороны на дом. Бухгалтер выполняет годовые балансы на своем собственном компьютере. И только работник кадровой службы вроде бы остается не у дел. Может ли кадровик — при всей напряженной работе — еще и как-то подрабатывать? Об этом рассказ нашего читателя, записанный с его слов. Его можно осуждать за излишнюю прямоту, но человек искренен по отношению к себе и пытается совместить работы так, чтобы никому не было обидно.
Иностранцы уходят — у «наших» появляются проблемы
Окончив солидный институт по специальности «менеджер по персоналу», я пошел работать в крупную западную компанию. Я долго и упорно трудился, освоив, наверное, почти все, что под силу кадровику. И вот случился момент, когда я почувствовал, что компания закрывается. Это было удивительно: обычно иностранные компании не уходят просто так с рынка. Однако у нашего собственника были другие планы: он решил перебросить бизнес в Азию, где дешевле рабочая сила. Связываться с нестабильным рынком труда и коррупцией ему категорически не хотелось.
В итоге я вместе с другими работниками компании прошел всю операцию по ликвидации предприятия. В последний день мы выпили в офисе по бокалу хорошего шампанского — и разбежались кто куда.
В дальнейшем я долго не хотел устраиваться на работу. После хорошего западного «пайка» меня не устраивало то, что отечественные компании платили слишком мало. Наконец, мои финансовые ресурсы совсем истощились, и я вынужден был принять руководство отделом персонала одной очень небольшой фирмы. Зарплата меня не устраивала, но я намеревался как-то выкрутиться: и действительно такая возможность вскоре подвернулась.
Работа на два фронта
Дело в том, что предыдущий кадровик в данной организации владел предметом своего ведения из рук вон плохо: кадровое производство было поставлено хуже некуда, важные документы терялись, персонал был предоставлен самому себе. Последним ударом по кадровому безобразию стал судебный процесс, инициированный одним из работников: тот подал в суд, что ему не вовремя выдали трудовую книжку — и выиграл процесс.
После этого терпение генерального директора лопнуло: директор по персоналу был уволен, а я заступил на его место.
Надо сказать, что я быстро навел порядок в кадровом деле, чем заслужил несомненную симпатию своего генерального. Я восстановил кадровое делопроизводство с «нуля», разработал должностные инструкции, ввел штатное расписание и правила внутреннего трудового распорядка. После этого наступило некоторое затишье. Директор был мною доволен, при этом особых указаний больше не давал. Я попробовал было внедрять прогрессивные методики работы с персоналом, тренинги, но мне дали понять, что здесь это не нужно: руководство было вполне довольно тем, что никто из работников не подавал в суд.
У меня появилось много свободного времени. Я использовал его с пользой для себя: читал книги и журналы по кадровому консалтингу. Однако в какой-то момент понял, что страдаю от безделья. Возможно, честнее на моем месте было бы уволиться или продолжить искать себе применение в этой организации (в конце концов, предела совершенству нет). Однако все сложилось иначе.
Однажды мне позвонил мой приятель и предложил поучаствовать в качестве ассистента в тренинге, который он намеревался проводить. Я с радостью согласился: тренинг был намечен на субботу-воскресенье, и мне даже не надо было отпрашиваться с работы. Мероприятие прошло успешно, я получил гонорар. Через неделю приятель позвонил снова: теперь тренинг, который он предлагал мне провести, проходил в пятницу — и мне пришлось взять отгул за свой счет.
«Халтура» кипит
Потом начались звонки и иного рода. Во-первых, появились руководители, которым нужны были консультации по персоналу. А тут я вполне мог им посоветовать, как выстроить систему работы с людьми, благо у меня до этого был опыт работы в солидной иностранной компании. Эти консультации я проводил после работы и ничем не ущемлял своего основного работодателя.
Во-вторых, становилось все больше заказов на тренинги, которые проводились мною в выходные. На тренингах я отшлифовывал имеющиеся у меня программы и разрабатывал новые: от заказов не было отбоя.
В-третьих, появились организации, желающие выстроить с «нуля» кадровое делопроизводство. Поэтому по выходным я сидел и писал в больших количествах должностные инструкции, положения о персонале, правила внутреннего трудового распорядка — все это я делал для сторонних клиентов.
Возможно, кто-то из коллег может меня упрекнуть, что я слишком увлекся «халтурой» и что если бы мой генеральный директор узнал, что я слишком вольготно себя чувствую и делаю для него меньше, чем могу, непременно бы меня уволил. Но хочу сказать, что я использовал только свободное от работы время и ничем не ущемлял основного работодателя. Мне удавалось просто следить за тем, чтобы на основном месте работы все работало как часы: «конвейер» приема и увольнения работал исправно.
Впрочем, жить на два фронта долго было невозможно: через полтора года я ушел работать в консалтинговую фирму, где и стал совершенно на законных основаниях заниматься кадровым консалтингом.
По материалам Vacansia.ru