Скажу сразу, еще год назад я считала нервное (профессиональное или эмоциональное) истощение какой-то дикой выдумкой ленивых людей. Меня очень злило, когда от коллег, тем более от подчиненных, я слышала фразы в духе: «Голова не соображает», «Не могу разобраться», «Я сегодня не в форме». Мне хотелось взять метлу и разогнать всех этих раздолбаев. Но вот прошло время, и я полностью изменила свое мнение…
Свою историю мне стоит начать с конца. А конец такой: мне пришлось покинуть компанию своей мечты. Мне нравилось в ней все: коллектив, руководство, график, задачи, зарплата… cловом, все.
Почему же так случилось?
Заложило уши? Так это первые звоночки!
Началось все с банальной бессонницы. Почему-то я не придала ей особого значения, понадеялась, что она пройдет сама собой. В конце концов, мне регулярно приходилось работать по 12–14 часов и отсутствие полноценного отдыха не было для меня чем-то удивительным. Со временем я привыкла к тому, что просыпаться уже уставшей и «раскачиваться» до обеда — это нормально. Но новые проблемы не заставили себя ждать. Спустя несколько месяцев пришли головные боли, начало беспокоить сердце, стали выпадать волосы, обострился диабет, появились нервный тик и судороги. Тут я, конечно, испугалась не на шутку и побежала по врачам. Как вы догадываетесь, денег там я оставила много, диагнозов выслушала еще больше. Каждый из специалистов брался лечить конкретный орган или симптом, и стала вырисовываться страшная картина: буквально каждая частичка моего организма «сломалась». Нужно было лечить почти все!
Если я живу в болоте, я что — выпь?
Пока я прокладывала оптимальные маршруты между эндокринологами, кардиологами, терапевтами, хирургами и невропатологами, появились новые симптомы, которые расстроили меня еще больше. А именно: серьезно ухудшилась память, снизилась внимательность, концентрироваться на задачах стало очень сложно, а выполнять должностные обязанности — невыносимо. Что раньше занимало у меня минут 30 (будь то придумывание креативной концепции, подготовка отчета, написание текста или постановка задач подчиненным) отныне требовало не менее 2–3 часов. Желание плакать сменялось охотой убивать, а любая критика в мой адрес воспринималась как приказ к суициду. Домашние же в моем присутствии старались стать невидимыми, чтобы не огрести «позитива» ни за что ни про что.
Словом, я превратилась в типичного неадеквата.
Сквозь червоточину без Моргана Фримена
И вот, когда очередным утром я, как обычно, не нашла в себе сил и желания, чтобы просто встать с кровати, до меня наконец дошло: все, что я делаю — неправильно. Ключ к решению моих проблем — это комплексный подход. Легкий гуглеж подтвердил мою догадку. Сразу все симптомы были характерны для одного-единственного диагноза — нервного истощения.
Я начала изучать эту тему: общалась с коллегами, читала статьи, задавала вопросы врачам и пыталась привыкнуть к мысли, что причиной всех моих страданий стала я сама — слишком долго безвольная амеба по имени Катя плыла по течению, не заботясь о собственных вакуолях.
Примечание. Подзаголовок отсылает к научпоп-сериалу Discovery: Through the Wormhole («Сквозь червоточину с Морганом Фрименом» a.k.a. «Сквозь пространство и время с…»). — Ред.
…дело рук самих утопающих
Чтобы разработать план выхода из своего отвратительного состояния, мне пришлось разобраться, с чем оно было связано. Получился весьма внушительный список.
Все причины я разделила на три основные категории: психологические, физические и организационные. К первым я отнесла такие штуки, как кризис среднего возраста, гиперответственность, неумение отключаться от важных рабочих моментов, нерешенные семейные проблемы и т. д. Во вторую категорию попали дефицит сна, недостаток витаминов и кислорода, вредные привычки и диеты. В третьей оказались напряженный рабочий график, отсутствие полноценного отдыха и «неоптимизированные бытовые процессы» ;).
Забегая вперед отмечу: сперва я думала, что сложнее всего будет устранить причины из первой категории. Слишком эфемерны все эти психологические штучки. Однако, вопреки ожиданиям, наибольшие трудности принесла третья категория. Ведь пришлось бороться с собственными привычками.
Реабилитация в стиле хендмейд
Итак, началось! Старый неудобный диван был заменен удобным новым. Я начала регулярно проветривать комнату и придумывать себе поводы, чтобы лишний раз выйти из дому. Были куплены витамины, йод и «гормон сна». Алкоголь, жирная пища и сладкие напитки — стали редкими гостями на моем столе. Впрочем, от строгих ограничений в еде я тоже отказалась.
Что касается работы — то, к сожалению, единственным правильным решением для меня стало увольнение. Так как ситуация зашла уже слишком далеко, я посчитала, что оставаться участником команды, не имея возможности быть по-настоящему ей полезной, будет нечестно.
Однако я смогла брать интересные проекты, которые не требовали больших временных затрат и общения с множеством людей. По деньгам, конечно, вышло меньше, но ненамного.
А еще мне пришлось поделиться своими проблемами с близкими, чтобы заручиться их поддержкой.
Ну и самое главное — я начала целенаправленно окружать себя приятными людьми и исключать любые источники стресса: будь то неудобная одежда, неприятные беседы или неинтересные проекты.
Работа над ошибками
Главный вывод у меня получился банальным: проще не допустить, чем устранить. Необходимо регулярно и чутко прислушиваться к своему организму. Довольно мстительная, я вам скажу, штука… этот организм. Обязательно припомнит все недосыпы, дискомфорты и стрессняки.
Жить нужно в кайф. Если долго находишься в угнетенном состоянии, значит, пора что-то менять. Только сначала нужно разобраться, что именно: жилье, партнера, работу или все же собственное отношение ко всему этому.
* * *
Особая ответственность лежит на руководителях. Нынче я считаю, что просто необходимо уделять внимание душевному состоянию подчиненных. Если вдруг результаты у сотрудника существенно снизились — это звоночек. Если у него начались перепады настроения — это звоночек. Если он неожиданно перестал следить за собой — это звоночек…
Если это действительно ценный работник, то всегда найдется куча способов ему помочь. В одних ситуациях это может быть внеплановый отпуск, в других — смена графика или проекта, в третьих — собственный кабинет или, напротив, разрешение работать удаленно. А еще многих угнетает, когда они ощущают себя маленьким винтиком в большой и бездушной машине. Таким людям важно знать, что их труд важен и ценен, что они причастны к созданию чего-то клевого, интересного и делают свою работу хорошо.
Что касается категорий риска, я бы отметила людей творческих профессий, а также тех, кто регулярно принимает важные решения.
Вот как-то так, коллеги.
Катерина Логвинова