Трудоголизм — серьезная болезнь. Стать здоровым и не потерять в зарплате — задача не из легких. Но мы подготовили тебе рецепты излечения.
Меня зовут Гил Шварц, и я трудоголик. Работа для меня — наркотик, и, как полагается сильному наркотику, она меня уничтожает. За обедом я просматриваю рабочую почту в смартфоне. Ночью, просыпаясь рядом с женой, думаю о графиках продаж за лето. Спроси, когда я последний раз занимался сексом, — не вспомню. Какую радость приносят еда, напитки, дети? Понятия не имею. Зато я не могу жить без стресса и стремлюсь все контролировать. Впереди маячит смерть от переутомления, так что мне надо срочно спасаться. Курс лечения, который я сформулировал, поговорив с врачами, должен помочь. Тут, заметь, всего девять пунктов. Будем честны: ну у кого найдется время на 12?
Шаг 1. Признай, что работа убивает тебя
Тяжело, да. Сам знаешь, начальство платит нам кучу денег, поощряет зависимость. А еще все вокруг считают, что умение работать, пока не упадешь лицом в ежедневник, — качество, которому нужно завидовать. Особенно, если ты — менеджер среднего звена. Ты хочешь, чтобы тебя повысили, и поэтому будешь вкалывать, пока инсульт не хватит тебя прямо во время совещания по продвижению бренда. Нормальный вариант?
Шаг 2. Представь, что в жизни есть вещи важнее
Недавно я понял, что в который раз пропускаю день рождения ребенка. Потому что собрание по объему годовых продаж принято устраивать в последние выходные июня — как раз в конце этого месяца и родился мой сын. Какого черта ты опять проводишь выходные у компьютера, когда все остальные — на пляже, в лесу или просто гуляют? Сколько бы миллионов ты ни заработал, на них не купишь вторую жизнь, а первую ты уже почти просрал. Хотя это не значит, что нужно все бросить и пропустить встречу по оптимизации прибыли в среду. Я подскажу, что делать: научись руководить, делегировать ответственность и загружать работой других. Мысли стратегически, а сам хватай пальто и уходи пораньше с работы.
Шаг 3. Прими как факт — ты не можешь контролировать все на свете
Мы, трудоголики, хотим, чтобы все вокруг было сделано идеально. Поэтому мы пытаемся контролировать все, до чего можем дотянуться. Но это бесконечный процесс: ты видишь проблему, разбираешься с ней, тут же наготове другая. Ты похож на собаку, которая охотится за своим хвостом, — довольно бессмысленная картина, если вдуматься.
Шаг 4. Пойми, что работа — это способ заслониться от проблем
Недавно я провел эксперимент. Выключил телефон и сел на скамейку во дворе. Это были самые длинные два часа в жизни. Никто не пытался выяснить подробности о сделке с активами. Никого не надо было распекать за плохо сделанную работу. Так что в голову тут же полезли ненужные мысли: а тем ли я занимаюсь, а хороший ли я отец и все такое. Честно, думал, что сойду с ума. Я понял, что где-то глубоко внутри себя я сломлен и использую работу, чтобы залатать эту зияющую дыру. Что ж, психологи уже давно отметили, что трудоголизм есть способ отгородиться от того, чего ты боишься в жизни. Например, от неумения общаться с людьми и выстраивать отношения.
Шаг 5. Найди что-то такое же полезное, во что ты сможешь погрузиться, как в работу
Кто-то покупает велосипед за 100 тысяч рублей, надевает шлем и крутит педали шесть часов, проезжая от Коньково до Выхино, — становится выносливым, как олимпийский чемпион. Еще варианты — овладеть всеми нюансами строительства загородного дома или начать помогать детям Африки (но с последним будь осторожен, я не раз видел, как трудоголики превращаются из зацикленных бизнесменов в маниакальных филантропов).
Шаг 6. Обрати внимание на людей, про которых ты забыл, пока работал
Поиграй с ребенком в смурфов, своди жену в ресторан. И загляни к родителям — поговори, наконец, с отцом, он второй год ждет момента обсудить с тобой кадровый резерв ЦСКА.
Шаг 7. …Но не стоит думать, что так ты все быстро исправишь
Важный момент: ты общаешься со своими близкими не затем, чтобы почувствовать, какой ты хороший. Тебе нужно просто признать свои ошибки перед ними. Если сомневаешься, что сможешь повести себя правильно, — просто молчи и сиди дома, прочувствуй, как мерзко ты себя вел.
Шаг 8. Найди то, что доставляет тебе такое же удовольствие, как работа
Пожалуй, это самое трудное. Я, например, еще не созрел. Даже не знаю, как подступиться. Но верю, что когда-нибудь увижу рассвет, который вызовет у меня такое же восхитительное чувство, как закрытие сложной сделки по слиянию активов. Очень надеюсь на это. Ну прямо всем сердцем.
Шаг 9. Передай этот курс лечения своим друзьям-трудоголикам
Именно это я делаю сейчас — прошу тебя сесть, сделать глубокий вдох и задержать дыхание. Попробуй разглядеть свое будущее за пеленой офисных дел. Сделай этот первый шаг. Но сначала проверь почту. Сам знаешь, тебе слишком много платят, чтобы можно было вот так сидеть и читать целый день журнал.
Чем платят трудоголикам
Можно понять, как мы становимся роботами: «Тебя с детства воспитывают, что мужчина должен приносить деньги в дом. Понятно, что в итоге ты сутками пропадаешь на работе. Только и думаешь о том, как шагнуть на следующую ступень карьерной лестницы. А не помрешь ли ты в итоге?» — спрашивает нас Диана Фассель, автор книги «Заработавшиеся до смерти». Вот, что тебя ждет, если продолжишь в том же духе:
- Сердечный приступ. У мужчин, работающих 60 часов в неделю, вероятность сердечного приступа в два раза выше, чем у тех, кто трудится 40 часов (источник: Университет Кюсю в Фукуоке, Япония).
- Ожирение. Журнал Harvard Business Review сообщает: половине трудоголиков не хватает физических нагрузок, а 2/3 испытывают недостаток сна. В итоге ты толстеешь. Так уж вышло: люди, которые спят меньше, едят тоже меньше, но все равно набирают больший вес, чем их коллеги, ведущие нормальную жизнь.
- Повышенное давление. У людей, работающих сверх 50 часов в неделю, шанс иметь высокое давление на 29% больше, а это в свою очередь — серьезная угроза смерти от инсульта (источник: Университет Калифорнии, США).
- Развод. Жены трудоголиков меньше привязаны к своим мужьям, чем супруги тех мужчин, которые относятся к работе спокойнее (источник: Университет Северной Каролины, США).
- Трудные дети. Дети отцов-трудоголиков чаще страдают от депрессий и тревожности (источник: Университет Северной Каролины, США).
Гил Шварц