Все мы знаем, что подслушивать, подглядывать, читать чужие письма — нехорошо и приличные люди так не поступают. Однако, если речь идет о контроле над сотрудниками, вступают в действие совсем иные этические нормы: это просто бизнес — ничего личного.
Этическая сторона вопроса
Действительно, этика на то и существует, чтобы регламентировать взаимоотношения людей случайных, не являющихся друзьями, родственниками и совершенно не обязанных испытывать друг к другу какие-то чувства. Что касается отношений между работником и работодателем, этика рекомендует сдержанное дружелюбие и максимальную прозрачность в отношениях. Так что, если уж работодатель решил тем или иным способом следить за своими работниками в рабочее (им самим оплаченное) время — это его право. Если он порядочный человек, он должен разве что предупредить их об этом.
Что касается работников, подписывая контракт с работодателем, они должны отдавать себе отчет в том, что их рабочее время, равно как и те материальные, интеллектуальные ценности или услуги, которые они за это время произведут, являются собственностью работодателя (если в контракте не указаны иные возможности). А поскольку защита собственных инвестиций является законом бизнеса №1, усмотреть в стремлении работодателя знать, что делают сотрудники в рабочее время, вопиющее нарушение прав человека — достаточно затруднительно.
Практическая сторона вопроса
К любой бизнес-задаче необходимо подходить системно и при планировании методов и алгоритмов контроля над сотрудниками стоит в первую очередь ответить на вопрос «Зачем?». Какова конечная цель? Предотвратить хищение информации или материальных ценностей, защититься от коммерческого шпионажа, контролировать использование рабочего времени, эффективность труда, соответствие морального облика корпоративным запросам или что-либо еще. В зависимости от этого выбираются инструменты контроля.
Впрочем, тот факт, что IT-компания, основная собственность которой — в головах и компьютерах сотрудников, будет, прежде всего, защищать информацию, а начальник бригады грузчиков — рабочее время и без того очевиден. В конечном счете, 99% руководителей компаний прекрасно знают, что именно им хочется контролировать (разумеется, если не брать в расчет патологические случаи).
Куда важнее, понять каковы плюсы и минусы такого контроля.
Что получает работодатель, ведущий тотальный контроль за персоналом
-
Экономию технических ресурсов
-
Отчеты по использованию оборудования и рабочего времени
-
Формальный подход к работе
Что теряет работодатель, ведущий тотальный контроль за персоналом
Очевидно, что контроль должен быть «дозированным» и по-возможности неочевидным. Не стоит постоянно напоминать людям о том, что их «снимает скрытая камера» — это может очень плохо отразиться на производительности труда даже тех подразделений компании, где креативность и ощущение внутренней свободы совершенно не нужны для качественного выполнения работы. В идеале сотрудники должны понимать, что руководство имеет возможность наблюдать за их действиями на рабочем месте, но знать, где расположено подслушивающее устройство или видеокамера им совершенно не обязательно — так будет лучше для обеих сторон.
Техническая сторона вопроса
После того, как решение о необходимости контроля над сотрудниками и той формы, которая оптимальна для конкретной компании и коллектива, принято, остается только разобраться со средствами его воплощения.
Контроль рабочего времени — задача, которую научились решать больше 100 лет назад. Сегодня он, как правило, осуществляется при помощи специальных электронных пропусков, являющихся одним из элементов СКД — системы учета и регистрации рабочего времени. Благодаря этим весьма распространенным устройствам работодатель всегда знает, во сколько сотрудник пришел на работу и ушел с нее. Впрочем, СКД не решает проблемы с теми сотрудниками, которые на работу приходят вовремя, уходят с комплементарной 15-минутной задержкой, но работают всего два или три часа.
Беда всех компаний — это Интернет. Всемирная паутина дала блестящее ускорение бизнесу нового тысячелетия, но она же и отнимает львиную долю рабочего времени. Интернет-пейджеры, приватная переписка, web-серфинг, гигабайты загружаемой видео- и аудиоинформации — все это тоже Интернет. Впрочем, проблемы такого рода решаются просто: IT-директор, системный администратор (или провайдер) компании всегда имеет полную информацию о том, как каждый конкретный сотрудник использует Интернет. Как правило, достаточно устроить одну «демонстрацию силы» и подчиненные станут значительно более умерены в своих виртуальных аппетитах. Даже более сложный мониторинг — за мониторами (такой вот каламбур) доступен практически всем компаниям — есть целый ряд программ, позволяющих полностью управлять удаленным компьютером и получать всю необходимую информацию — что происходит на мониторе в настоящий момент, когда компьютер включили и выключили, какое программное обеспечение было установлено или деинсталлировано, какие почтовые сообщения приняты и отправлены, какие сайты посещались и т. д. Словом, с компьютерами все достаточно просто.
Прослушивание и запись телефонных переговоров — также не лишняя мера. Что касается записи, то большинство компаний, использующих CRM-системы, записывают все переговоры не столько затем, чтобы уличить сотрудников, сколько для контроля процесса общения с заказчиками. Да и приватные переговоры лучше вести не по служебному, а по мобильному телефону и не в офисе, а в коридоре, комнате отдыха или других помещениях, где ваши разговоры не будут отвлекать коллег. Подслушивающие устройства — сродни записи телефонных переговоров и нередко имплантируются именно в телефон. Прослушивающие устройства, как и скрытые видеокамеры — мера практически чрезвычайная. С одной стороны, использование таких устройств дает руководителю возможность получать о своих сотрудниках всю возможную информацию, а с другой — указывает скорее на его болезненную недоверчивость, чем на предусмотрительность. Разумеется, в том случае, если речь идет о среднестатистическом офисе, а не о суперсекретной компании, разрабатывающей химическое оружие или средства от неизлечимых заболеваний.