Вы прошли собеседование, прошло уже несколько дней, рекрутер пообещал позвонить, но, вопреки его словам, ваш телефон молчит. Конечно, первое, о чем начинает думать соискатель, что его кандидатура не подошла. Нужно ли самому перезванивать сотруднику отдела кадров для того, чтобы прояснить ситуацию и означает ли это молчание со стороны компании работодателя отказ в приеме на работу? Нужно ли быть «назойливым» в данном случае? Издавна сложился стереотип, что звонить первым — это моветон, и делать этого кандидату не стоит. Исследовательский центр Superjob.ru попытался разобраться в этой ситуации и опросил экономически активных граждан, а также «противоположную сторону» — представителей компаний.
Как выяснилось, большая часть рекрутеров — около 46% — считают, что если в означенную дату после собеседования соискателю не перезвонили или не прислали электронное письмо, то стоит сделать это самому первым. Еще 14% HR-менеджеров советуют сделать это при помощи электронного письма. Так что в общей сложности 60% рекрутеров убеждены, что если со стороны потенциального работодателя не было попытки связаться с соискателем, то нужно самому проявить активность. Как говорят менеджеры, такое поведение, скорее всего, подчеркнет заинтересованность кандидата в работе и его активную жизненную позицию. А это на настоящий момент очень важно для многих вакансий. Менеджеры по подбору кадров говорят: «Есть вероятность, что до соискателя невозможно дозвониться: оставил неправильный номер, не был доступен в течение продолжительного времени»; «может, рекрутер проверяет его активность и заинтересованность»; «возможно, принятие решения затянулось или кто-то в командировке. Как рекрутер я могу сказать с уверенностью, что если кандидат сам звонит мне, он поступает правильно, даже если ему будет озвучен отказ»; «активность соискателя — верный признак заинтересованности в работе. Безусловно, ответ каждому соискателю — это правило хорошего тона для рекрутера. Но не всегда можно сразу ответить кандидату (например, вакансия не требует срочного закрытия, поменялись требования руководителя к параметрам поиска), поэтому, если есть контактные данные — телефон или почта, соискателю нужно самому позвонить или написать»; «безусловно, рекрутер оставляет свой номер, на который должен позвонить соискатель»; «если честно, я всегда перезваниваю тем кандидатам, которые мне нужны. Так что отсутствие звонка в 90% случаев — это отказ. Но иногда отказов так много, что до этого просто руки не доходят. Но вдруг у вас какие-то проблемы со связью и рекрутер просто не дозвонился? Нет ничего плохого в том, чтобы это уточнить»; «звонить надо только тогда, когда рекрутер обещал дать ответ в любом случае либо разрешил позвонить самому и уточнить».
В то же время 38% представителей кадровиков считают, что в случае, если обратной связи от работодателя нет, то это означает верный отказ, и потому писать или звонить в компанию не следует. По словам HR-ов, менеджер по кадрам из-за занятости не всегда может обзвонить всех кандидатов и поэтому связывается лишь с теми, кто интересен компании. Рекрутеры комментируют так: «Нужно не останавливаться в поисках, а продолжать активно посещать собеседования. В случае отказа не атаковать работодателя звонками и письмами, а подумать, что могло явиться причиной»; «физически невозможно всем перезвонить!»; «как правило, специалист по подбору персонала предупреждает о времени обратной связи в случае положительного решения (чаще всего это одна неделя). Отсутствие звонка предполагает отрицательный ответ»; «если работодатель будет заинтересован, он сам позвонит».
При этом 2% менеджеров по кадрам считают, что молчание пусть даже через неделю после собеседования ничего не означает: «Если рекрутер ничего не сообщает, значит, по этому кандидату окончательное решение еще не принято».
И все-таки среди потенциальных кандидатов все еще живут стереотипы. Мнение соискателей о том, как поступать в случае, если работодатель не перезванивает, довольно сильно отличается от мнения менеджеров по кадрам. Так, большая часть экономически активных граждан — около 54% — не готова звонить рекрутеру после собеседования, так как уверены, что молчание — это однозначный отказ. Но в то же время они уверены, что такое поведение менеджера — это проявление неуважения по отношению к соискателям. «Пусть дальше молчат, а я не буду тратить время на эту организацию, раз они не соблюдают элементарных правил приличия»; «если не перезвонили, значит, кандидат не подходит. А самому звонить — только нарываться на отрицательные эмоции»; «если говорят «Мы Вам перезвоним», то это вежливый отказ. Когда работник нужен, его берут сразу»; «никто не должен сидеть и ждать, когда перезвонят после собеседования. Нужно искать работу дальше. Рекрутеру отдано на откуп решение о трудоустройстве, если он не перезвонил, значит, кандидат не подходит, по его мнению. А самому звонить — только нарываться на отрицательные эмоции и отвлекать рекрутера от важных дел»; «так и происходит, хотя все обещают известить при любом исходе»; «я считаю, что назойливость — не лучшее качество»; «рекрутер заинтересован в закрытии вакансии, его услуги оплачиваются работодателем. Если он не перезвонил, значит, кандидатура на данную вакансию не подошла либо вакансия уже закрыта»; «буду воспринимать в качестве отказа. Но со стороны рекрутера это полный непрофессионализм. Кстати, это довольно частое явление», — так отвечали респонденты.
Но среди потенциальных соискателей есть и настойчивые: самостоятельно позвонить менеджеру по кадрам готовы 35% работающих граждан, еще 5% считают, что лучше отправить электронное письмо: «Рекрутер — это человек, он может заболеть, в загс пойти, в космос улететь и т. д. Следует всегда перезванивать и уточнять»; «скорее всего, это отказ, но надо выяснить причину отказа»; «если хочешь работать на этом месте, лучше действовать настойчиво»; «возможно, потерялись мои контакты»; «перезвоню сама, так как хочу узнать, какое приняли решение!»; «считаю, что лучше сразу перезвонить и уточнить у работодателя насчет своей кандидатуры. Потом точно знаешь, чего ожидать, и не надеешься зря»; «если в конце собеседования была договоренность, что я могу сам перезвонить через какое-то время»; «гордость тут неуместна, человек может закрутиться и забыть. Все дело в том, насколько вам важна и нужна эта работа».