Каких только «черных списков» теперь нет! А главное — как зловеще и интригующе одновременно это звучит! Наиболее интересными кажутся истории, после которых рекрутеры не хотят связываться с отдельно взятыми компаниями и персонами.
Информацией об этом делиться не любят: как во всеуслышание признаться, что не любишь знаменитый холдинг «Пупкин и Ко» за то, что его сотрудники кидают нанятый агентством персонал или не оплачивает подбор специалистов!
На деле же «черный список» есть почти у каждого более-менее крупного агентства по найму персонала.
Неплательщики
Вот случай, приключившийся с одним рекрутером:
«Зачем вообще нужны мы, агентства по подбору персонала? Большинство приходящих по вакансии людей для данной работы не подходит. Представляете, если бы гендиректор лично просматривал всех, кто приходит устраиваться к нему секретарем! Он бы только и делал, что собеседования проводил. Причем, как я уже сказал, большей частью — бесполезные. Эту работу мы делаем за него, экономя таким образом драгоценное время. Как-то я подбирал личного помощника для одного из начальников фармацевтической компании. Просмотрел пару десятков людей. Пара человек, на мой взгляд, отлично подошли под требования работодателя. И я отправил их на второе собеседование — с уже непосредственным начальником. Спустя пару дней выясняется, что сотрудники не подошли, а компания наняла кого-то «своего» и заказ аннулируется. Еще позже я узнал, что «кем-то своим» оказалась одна из подобранных мной кандидаток. Компания периодически отправляет нам заказы то на менеджера по продажам, то на бухгалтера, но лично я связываться с ней больше не хочу».
История со злостными неплательщиками — пожалуй, самая популярная беда рекрутеров. Чаще всего агентства просят от заказчика 50% предоплаты. Остальная часть выплачивается после окончания испытательного срока. Вот на эту самую вторую часть и «попал» наш первый рассказчик.
Униженные и оскорбленные
Есть у работодателей и еще один способ угодить в «черный список».
«Бывали на моей практике случаи, когда, казалось бы, прекрасный работодатель, вовремя все оплативший и не сильно требовательный в период поиска сотрудника, вдруг показывает себя с абсолютной новой и очень неожиданной стороны. Так как я являюсь посредником между сотрудником и начальником, иногда приходится возвращаться к заказам, благополучно выполненным еще несколько месяцев назад. Пример: в небольшую компанию по продаже какого-то оборудования был нужен менеджер. Менеджеров сейчас — пруд пруди. Ничего сложного в заказе не было. Тем более, условия работы были вполне приемлемы, и народ, как говорится, «желал». Так вот. Я нашел сотрудника, и через две недели тот вышел на новую работу. Еще через пару месяцев он ко мне вернулся с рассказом о беспределе, творящемся в той компании. Первую зарплату задержали на три недели. Начальник материл всех сотрудников так, что даже бывалые удивлялись. Очевидно, что в компании происходили какие-то сложности, поэтому гендиректор так выражал свою злость. Но, во-первых, мы понимаем, что это не причина так обращаться с подчиненными, а во-вторых, мы были в шоке — до этого данная компания проявляла себя только с лучшей стороны. Теперь мы с ними не работаем — занесли в наш «черный список». Мы же тоже не хотим завоевать славу агентства, работающего с недобросовестными компаниями-работодателями».
Хамы и грубияны
«Черные списки» распространяются не только на работодателей, но и соискателей. Если человек прославился нарушением закона (например, махинациями или воровством), наврал в анкете или получил нелестные отзывы от начальства с предыдущей работы, у него есть все шансы пополнить перечень своим именем.
Одна девушка рассказала историю, что называется, «на грани фантастики». На заре своей карьеры (но уже в век нанотехнологий) она пригласила на собеседование человека, поразившего ее воображение на много месяцев вперед. Купившись на вполне интеллигентное резюме, молодая сотрудница Настя никак не ожидала увидеть огромного детину в тренировочном костюме.
«Здрасьте, я менеджером по продажам пришел. Ну, че, мы ж договоримся, а? Ты мне рекомендации, я тоже в долгу не останусь», — с ходу начал он.
Развернуть кандидата прямо на пороге Насте не хватило мужества. Поэтому еще целых бесконечно долгих пять минут она выслушивала о прекрасных коммуникативных навыках, полученных за годы службы в армии. Не смущаясь женщин и детей в одном флаконе (имеется ввиду Настя), соискатель бодро сыпал матерными терминами, перемежая речь чисто армейскими междометиями.
«Я никогда в жизни с таким не сталкивалась. Это было похоже на самый настоящий розыгрыш! Все ждала, когда же, наконец, из-за двери покажутся лица смеющихся сотрудников. Но, по ходу дела, этот мужик пришел по-настоящему!», — вспоминает девушка.
Заманили
Переманивание рекрутеров в клиентскую компанию тоже может дорого обойтись работодателю. Как и во всех остальных случаях, проявления неблагонадежности, такие компании оказываются в соответствующих списках. Отметим, что списки эти предназначены исключительно для внутреннего пользования. Здесь под словом «внутреннее» имеется ввиду сообщество рекрутеров: коллеги запросто могут поделиться между собой информацией о нежелательном клиенте.
Практика подтверждает, что просто из вредности или по какому-либо стечению обстоятельств, клеймо получить невозможно: сведения всегда должны подкрепляться комментариями сотрудника.
Один из специалистов по подбору персонала, рассказала, что общедоступных черных списков кандидатов не существует.
«Скорее всего, у каждого агентства/HR-службы есть своя внутренняя база «неблагонадежных» кандидатов. Такими кандидатами можно стать по нескольким причинам:
недостойное поведение на собеседовании;
указание ложной информации в резюме или на собеседовании;
неявка на собеседование к клиенту, без объяснения причины отсутствия.
К сожалению, в такой список все чаще и чаще попадают молодые люди в возрасте до 27 лет».