Любопытство и въедливость кадровиков на собеседовании порой не имеют границ: вас могут спросить о музыкальных пристрастиях, отметках в школьном аттестате или бесцеремонно поинтересоваться величиной зарплаты супруга. Увы, неписаные нормы корпоративной этики оставляют соискателю гораздо меньше свободы во время интервью… А отдельные темы вообще являются табуированными: достаточно затронуть их в беседе с рекрутером — и шансы получить вожделенную должность уменьшаются, как шагреневая кожа.
Нет милости к падшим
Некоторые соискатели, находящиеся в бедственном финансовом положении и срочно нуждающиеся в работе, пытаются на собеседовании прибегнуть к последнему и, на их взгляд, самому беспроигрышному средству. Они взывают к человеколюбию рекрутера, не скупятся на темные краски, расписывая всю тяжесть своей ситуации, рассказывают душещипательные истории о преследующих их злоключениях и чуть ли ни со слезами на глазах умоляют о трудоустройстве. Но даже если руководитель — убежденный филантроп, он скорее всего укажет на дверь кандидату, пытающемуся давить на жалость. И дело здесь не только в расхожих бизнес-стереотипах, согласно которым идеальный работник — это успешный, благополучный и оптимистично настроенный яппи. На подсознательном уровне просьба о приеме в штат из жалости воспринимается как попрошайничество: кандидат не говорит о продаже своего труда, навыков и знаний, то есть о взаимовыгодной сделке, а фактически выпрашивает милостыню, замаскированную под зарплату.
Жалобы на тяжелую долю ни на шаг не приблизят вас к получению вакансии; избегайте даже вскользь говорить об этом с HR-менеджером.
Либо хорошо, либо ничего
Рассказывая будущему руководителю о своем прошлом опыте и причинах увольнения, отдельные соискатели склонны превращать повествование в самую настоящую драму. Как правило, такие истории не отличаются оригинальностью: в них неизменно фигурируют начальники-деспоты, коварные сослуживцы — сплошь протеже шефа — и каторжные условия труда. Однако, выставив себя злополучной жертвой офисных интриг или менеджерского произвола, не стоит удивляться отсутствию приглашения на второе собеседование. Дело в том, что, слушая рассказы о конфликтных ситуациях, люди непроизвольно симпатизируют тем, кто ближе им по статусу или профессиональной принадлежности. Поэтому босс, скорее всего, займет сторону своего коллеги, а вы в его глазах окажетесь склочным и неуживчивым типом.
Отзывы о прежнем руководстве и коллегах должны быть выдержаны либо в положительном, либо в нейтральном ключе. Нелицеприятные высказывания о прежней работе совершенно неприемлемы при поиске новой должности.
Стресс по плану
Желая проверить стрессоустойчивость кандидата, его выдержку и умение сохранять самообладание в конфликтной ситуации, многие HR-менеджеры на собеседовании намеренно заводят разговор на одну из запретных тем, задают провокационные и откровенно бестактные вопросы. Однако даже в такой ситуации правила не меняются. Важно не только то, что вы ответите, но и то, как станете говорить — будьте спокойны и уверены в себе, не теряйте собственного достоинства, не выходите из себя, избегайте неудобных тем и разряжайте обстановку своевременной шуткой.
Дела семейные
«Чтобы понравиться кадровику, лучше всего в одночасье сократить дистанцию до фамильярно-панибратских отношений», — примерно так мыслят некоторые кандидаты и во время собеседования… пускаются в пространные повествования о своей семье, успехах детей и деталях своих родственных связей. Они полагают, что благодаря такой откровенности эйчар будет воспринимать их не в качестве безликой единицы человеческих ресурсов, а как живых людей, которым неплохо бы посодействовать в трудоустройстве. Однако в действительности реакция кадровика на такие душевные излияния окажется прямо противоположной. Полная сосредоточенность претендента на своей частной жизни вызовет серьезные сомнения в его мотивации, профессионализме и готовности к плодотворной деятельности. «Наверняка он станет просто отсиживать в офисе положенные восемь часов, воспринимая работу как досадную, но неизбежную необходимость», — примерно такой вердикт вынесет рекрутер подобному «семьянину», прежде чем забраковать его кандидатуру.
О своем семейном положении следует сообщать только тот минимум информации, который интересует менеджера по персоналу. Подчеркнуто демонстрировать приоритет семейных интересов над профессиональными — гарантированный способ разминуться с вакансией.
Все внимание на себя
Если большинство соискателей на собеседовании пытается по мере возможности подстроиться под запросы и ожидания нанимателя и войти в образ идеального работника, то некоторые претенденты даже не задумываются о том, что в мире могут существовать чьи-то интересы, кроме их собственных. Для них в порядке вещей начать беседу с кадровиком с вопроса о величине зарплаты, затем выяснить размеры премий, бонусов и соцпакета и лишь напоследок рассказать о своих навыках и опыте. Разумеется, обе стороны — и наниматель, и кандидат — стремятся получить максимально возможную выгоду от сотрудничества друг с другом, однако поглощенность только своими запросами сводит на нет перспективу получить предложение о работе. Нормы бизнес-этикета предписывают специалисту в начале интервью перечислить те плюсы и выгоды, которые получит руководитель, и лишь затем озвучить собственные условия.
Заводить разговор о зарплате и мерах поощрения следует ближе к концу собеседования, после подробного рассказа о своей квалификации, образовании, профессиональных знаниях и опыте и ответов на вопросы кадровика.