Многие из соискателей знают о том, как нужно правильно искать работу, как вести себя на собеседовании и т. д. Но ошибки делают все, и те, кто досконально следует рекомендациям специальной литературы, и те, кто не читал таких книг вообще. Мы попробовали выяснить, что именно кадровикам предприятий чаще всего не нравится в поведении соискателей.
Желание работать
Прежде всего, руководство компаний хочет, чтобы кандидат горел желанием получить работу. Вид, показывающий, что вы «в принципе, не против, хотя…», недопустим конечно, если вы не высококлассный специалист, которого уговаривают перейти на новое место. В ваших глазах должен гореть энтузиазм. Получив реальное предложение, тут же продемонстрируйте свою готовность: «Отлично! Я именно так и представлял свою будущую работу».
Очень плохо, если представитель компании поймет (или подумает), что вы играете в несколько ворот, то есть обратились сразу в несколько организаций. Вообще, искать работу сразу во многих предприятиях — это совершенно нормально, что понимают и сами работодатели. Только они предпочитают, чтобы с ними не играли в кошки-мышки, а открыто говорили: меня интересует ваше предложение, но я получила еще два и хочу сходить туда на интервью, после чего смогу принять окончательное решение. Дополнительная опасность такого поведения: работодатель может заподозрить, что вы относитесь к типу «профессиональных ходоков по интервью» — таких тут же вычеркивают из своих списков. «Ходоки по интервью — это люди, которые не собираются покидать имеющееся место работы. Они обращаются в другие фирмы, с энтузиазмом ходят на собеседования в компании, получают предложения — и исчезают. Им просто доставляет удовольствие сам процесс. Кроме того, они используют его как средство повышения самооценки и зарплаты.
Собираем информацию
В пособиях по трудоустройству есть очень ценный совет, которым подавляющее большинство почему-то пренебрегает. На интервью с работодателем, как правило, оказывается, что соискатель ничего не знает о его фирме, кроме рекламных роликов, если они есть. Это очень раздражает. Просмотрите деловые и отраслевые газеты и журналы, попробуйте узнать что-то через знакомых, в конце концов, наберитесь храбрости, позвоните в отдел по связям с общественностью и попросите у них какую-нибудь информацию о фирме.
Что одеть
Все знают, что существует «деловой стиль одежды», однако по тому, в каком виде некоторые соискатели приходят на собеседование, этого не скажешь. А ведь любая официальная организация ожидает от своих посетителей соответствующей внешности. Я до сих пор вспоминаю симпатичную девушку, студентку одного из рязанских вузов, которая пришла на интервью с работодателем в вечернем платье. Работодателя пришлось долго убеждать, что у девушки прекрасный английский, замечательная машинопись и вообще блестящие перспективы, просто она еще юная и наивная.
Другой соискательнице помешал слишком смелый вырез блузки. Проводивший беседу кадровик написал в своем отчете о встрече, что девушка была «излишне открыта».
Взгляните на себя со стороны — не выдают ли вашу нестандартность чисто внешние признаки: слишком сильный парфюм, слишком яркая одежда, слишком «богемный» стиль и другие «слишком». Как это ни грустно, но избыток индивидуальности порой пугает работодателей — в чем бы он ни проявлялся: в одежде или манере поведения. Почаще думайте о том, что работодатель — тоже человек, и кандидат может просто по-человечески так ему не понравиться, что в глубине души он его и устраивать-то никуда не захочет. Приведу пример типичной «опальной» кандидатки — женщина, добившаяся высокого положения. Таким дамам часто присуща некоторая «стервозность», «льдинки в глазах». Они знают себе цену, четко понимают, чего хотят. То есть ведут себя по-деловому, но — не вполне по-женски. Это, конечно, очень помогает им в работе, но отнюдь не располагает к живому общению (особенно, если работодатель — мужчина). «Я осознаю, что такой специалистке на работе цены нет. Но чашку кофе я бы с ней выпить отказался», — признался мне однажды один из моих заказчиков.
Еще хуже — если вы, не занимая пока высокой должности, будете вести себя слишком напористо. Надежда, в прошлом эксперт по корпоративным финансам в консалтинговой компании, поняв, что повышение в родной фирме ей не светит, обратилась к рекрутерам. На интервью с моим коллегой, экспертом-мужчиной, она специально демонстрировала свои успехи и боевую хватку, используя обороты типа «от вас я хочу получить», «чем больше будет предложений, тем лучше», «я посмотрю, что они смогут предложить». Результат: она до сих пор вспоминает того «женоненавистника», который за четыре месяца не смог ей предложить «ничего путного». Мораль: будьте более мягким и менее напористым.
Посмотрите на меня…
Однако гораздо больше распространена противоположная ошибка. Соискатели часто уж очень усердно следуют встречающейся во всей специальной литературе рекомендации «установить зрительный контакт» и вообще чересчур стараются расположить к себе интервьюера. В серьезных фирмах это неуместно. Когда интервьюер видит, что женщина пытается ему понравиться не только как работодателю, он делает выводы о чем угодно, но только не о профессионализме кандидатки.
А сколько будете платить?
Не требуйте зарплату на порядок выше, чем нынешняя, или работу в совершенно иной должности. Кстати, эксперты отмечают, что именно в последнее время многие кандидаты требуют огромную зарплату, потому что кто-то где-то получает именно столько. Вообще, не стоит на первом же интервью с работодателем поднимать вопрос о зарплате. Трезво оценивайте свои достоинства и соответствующе ведите себя. Не выдавайте себя за суперспециалиста, если вы таковым не являетесь, и меньше говорите о себе в превосходной степени. Такая самопрезентация больше свойственна американской культуре. У нас скромность пока остается добродетелью. Щедрая самореклама хороша лишь в том случае, когда вы работаете в области продаж: если вы убедительно продаете себя, то так же будете продавать и товар вашего будущего работодателя.
Что вы умеете?
Вы плохо себя зарекомендуете, если напишете в резюме в разделе «опыт работы» что-нибудь неконкретное, вроде «занимался исследованием в рамках крупного проекта», а на собеседовании не сможете внятно ответить, что это за проект и в чем состояло ваше исследование. Поэтому продумайте все ответы заранее, возможно, лишь слегка дофантазировав, или вообще ничего не пишите по поводу этого проекта. Иначе интервьюер подумает, что вы просто блефуете.
И последнее — не окружайте себя таинственностью. Скажем, на вопрос работодателя о том, чем вы занимались на прежнем месте работы, не надо отвечать «это коммерческая тайна» или что-нибудь подобное. Но и излишняя откровенность ни к чему. Не рассказывайте о том, что занимаетесь необычными видами спорта (каким-нибудь пляжным волейболом или фигурным катанием на лыжах), что любите проводить досуг в рейверских ночных клубах или что вы — поклонник какого-нибудь политика. Вас сочтут эксцентричным. А такие, как уже было сказано, компаниям обычно не требуются.
Ирина Иванова
По материалам «Экстра Конкурент»