«Воруют!» — 200 лет назад одного этого слова Карамзину оказалось достаточно, чтобы коротко описать все события, происходящие на родине. Сегодня этим же словом можно обрисовать взаимоотношения работодателя и подчиненного практически в любой компании.
Работодатели обворовывают наемных работников (мало платят, выплачивают «серую» или «черную» зарплату, не оплачивают больничные, не пускают в отпуск, штрафуют, бесплатно пользуются идеями и т. д.), поэтому сотрудники часто не испытывают угрызений совести, нанося малый или большой урон компании. А уж если сотрудника уволили… Все, что остается работодателю — это держать «ухо востро», но и это не помогает…
Психологи называют несколько основных причин, по которым уволенные сотрудники готовы вынести с собой буквально все — от компьютера до рулона туалетной бумаги:
-
в качестве «компенсации» за невыплаченное выходное пособие;
-
в качестве мести бывшему работодателю;
-
ничего личного — просто данная вещь «очень нужна».
«Хлебные места»
Если с работы нечего унести, это не работа, а одно сплошное недоразумение! По этому поводу вспоминается анекдот, как, устраиваясь впервые на работу в ГАИ, молодой человек очень удивился, что там еще и зарплату платят. Таких мест работы, где зарплата — чистая фикция, довольно много. Поэтому воруют здесь, не дожидаясь увольнения, не то поздно будет. Некоторые должности позволяют за довольно непродолжительный срок «наколядовать» миллионы долларов. Если не поймают, конечно.
Практика показывает, что судейское место, да еще во Львове, вообще «хлебное»! Но не все могут похвастаться такой должностью, в связи с чем приходится «изыскивать возможности». Например, директор одного из ООО украл трактор, другой директор присвоил 500 тонн зерна пшеницы, третий умыкнул 15 тыс. литров спирта. Но, конечно, чаще всего директора воруют деньги.
В Луганской области директор интерната украл у детей-инвалидов 110 тыс. грн., его израильский коллега стащил у подопечных слепых детей 3,5 млн. шекелей, а финансовый директор из Великобритании «увел» у родной компании, ни много ни мало, почти миллион фунтов стерлингов.
Есть «герои» и прямо рядом с нами. Знакомая рассказала историю о том, как во время прошлого кризиса им на работе полгода не платили зарплату. Причем каждый день в течение нескольких месяцев обещали, что «заплатят завтра». В конце концов, коммерческий директор вместе с полугодовой зарплатой всех сотрудников отбыл в неизвестном направлении. И, что примечательно, так и не был найден.
У каждой профессии запах особый…
У рядовых сотрудников таких замечательных возможностей нет, но они не теряются и тащат все, что хорошо лежит, уже не говоря о том, что лежит плохо. Как говорится, «на работе ты не гость — унеси хотя бы гвоздь!».
Как писал поэт, «у каждой профессии свой запах особый». Выясняется, что кроме запаха у профессий есть и другие особенности.
Итак, что же уносят с собой уволенные сотрудники? Оказывается, секретари и офис-менеджеры чаще всего «приватизируют» канцелярские принадлежности, менеджеры по продаже — клиентские базы, курьеры — деньги и документы, строители — стройматериалы, журналисты — диктофоны и журналистские удостоверения, работники общепита — продукты, продавцы — продаваемый товар, уборщицы — моющие средства, туалетную бумагу, мусорные пакеты.
Было ваше — стало наше!
Но было бы несправедливо утверждать, что канцтовары уносят исключительно секретари, а туалетную бумагу — только уборщицы. Правильнее будет сказать, что каждый уносит то, к чему имеет свободный доступ.
Например, как показал опрос, из офисов более других рискуют быть вынесенными:
-
бумага для принтера;
-
мелкие канцтовары (ручки, карандаши, ножницы, скрепки, кнопки, скотч, маркеры);
-
калькуляторы;
-
обогреватели;
-
органайзеры, папки, блокноты, ежедневники;
-
зарядные устройства;
-
книги и справочная литература;
-
посуда и столовые приборы из кафе и столовых компании.
Подруга рассказывала, что когда ей на предыдущем месте работы не выплатили не только выходное пособие, а даже зарплату за последний месяц, она просто забрала все, что лежало у нее на столе: канцтовары и подставки под них, телефон, пачку принтерной бумаги и настольную лампу. Другая знакомая рассказала, что ее бывшая коллега вынесла с работы абсолютно все цветы в горшках. Горшков было немало, и остается только догадываться, как ей это удалось.
Наиболее «везучие» несуны рассказывают почти невероятные истории о том, как им удалось после увольнения оставить за собой мобильный телефон, факсовый аппарат и даже компьютер. Некоторым удается разжиться предметами мебели: чаще всего — офисным стулом или вешалкой для одежды, реже — столом, еще реже — шкафом.
Директор одного из столичных ЧП поведал, что после увольнения главного бухгалтера исчезли элитные спиртные напитки из офисного бара общей стоимостью в несколько тысяч гривен. Сначала он хотел было найти неблагодарную сотрудницу и наказать, но позже, выслушав рассказы коллег о том, что обычно уносят с собой уволенные главбухи, понял, что легко отделался, и от планов возмездия отказался.
Из мести работодателю порой совершаются и вовсе бессмысленные кражи. Не имея возможности утащить что-либо существенное, уволенные сотрудники прихватывали с собой пульты от музыкальных центров и кондиционеров.
Кто владеет информацией — владеет миром
Нередко менеджеры забирают с собой на новое место работы базы данных. Очевидно, что подобные кражи способны нанести гораздо больше ущерба, нежели вынос обогревателя или компьютера.
В ходе исследования, проведенного в январе 2009 года американскими специалистами, 59% уволенных служащих признались, что вынесли из компании конфиденциальную информацию о заказчиках. Чаще всего бывшие служащие воровали списки рассылок, персональные данные сотрудников, информацию о заказчиках и нефинансовые сведения. Подавляющее большинство (82%) респондентов констатировали, что руководство компании не проверяло документы перед тем, как они ушли с должности, а 24% респондентов сообщили, что они имели доступ к компьютерной сети своего работодателя уже после ухода из компании!
Отечественные умельцы также любят уйти не с пустыми руками. Учитывая, что работодатель умнеет не по дням, а по часам и блокирует доступ в сеть раньше, чем сотрудник узнает об увольнении, менеджеры «запасаются» базой данных чуть ли не с первых дней работы, а потом спокойно трудятся во благо компании, изредка обновляя «свою» базу. Кроме того, ушлые сисадмины не гнушаются установкой «программок», которые запускают процедуру разрушения данных, если не видят хозяина, например, в течение недели.
Некриминальный элемент
В качестве способов предотвращения мошенничества работодатель нередко прибегает к «шпионским мерам»: устанавливает камеры видеонаблюдения, контролирует содержание телефонных разговоров и переписки, запрещает пользоваться на рабочем месте личной электронной почтой, перекрывает доступ к клиентским базам и прочей конфиденциальной информации. Эти меры действительно ограничивают возможности нечистых на руку сотрудников, однако не искореняют воровство полностью.
Примечательно, что большинство сотрудников, уличенных в краже, не являются людьми с явными криминальными наклонностями. По разным данным, до 70% персонала считают допустимым воровать на работе, поскольку убеждены, что «стоят» гораздо больших денег, чем получают. Эффективным средством защиты от подобных проблем специалисты считают не только тщательную проверку сотрудников при приеме на работу, но и поощрение наемных работников любыми доступными средствами: премии, отгулы, бесплатные обеды, новогодние подарки детям, праздничные «корпоративы» и т. д. Одним словом, работодателю не стоит забывать о том, что лояльность сотрудника к компании — понятие взаимное.
Наталья Мичковская
По материалам «СЕЙЧАС»