Десятилетиями западные издания упорно внушали нам важность контакта с хедхантерами, учили, как попасть «в обойму» избранных, и что делать, если на вас пока не обратили внимания, а немногочисленные публикации на эту тему дружно вторили своим зарубежным предшественникам. Но времена сильно переменились. И впору задуматься над этими переменами и развеять некоторые мифы.
Миф 1. «Охотников за головами» так называют не зря. Они оправдывают свои высокие гонорары, находя исключительные таланты, потому что самые лучшие редко ищут работу.
Это двойной миф. Во-первых, самые лучшие вполне могут искать работу, потому что у них сильна доминанта стремления к совершенствованию, решению все более масштабных задач. Другое дело, что самые лучшие специалисты (в особенности топ-менеджеры) редко выходят на открытый рынок, размещая, например, свое резюме в свободном доступе. Во-вторых, профессионализм хедхантеров тоже не так абсолютен, как может показаться. Например, однажды президенту и владельцу одного из крупнейших системных интеграторов позвонили из известного международного кадрового агентства, чтобы… предложить ему работу по найму в несравненно менее значительной IT-компании, хозяин которой решил отойти от дел и поручил этим хантерам найти наемного руководителя. Поэтому не давайте заворожить себя словом «хедхантер».
Вспоминается еще одна история. Довольно-таки давняя уже. Понятие «хедхантинга» не было еще повсеместно известно. Одна, действительно, очень профессиональная сотрудница одного из лучших московских кадровых агентств выполняла заказ клиента методом прямого поиска и позвонила рекомендованной бизнес-леди. Она представилась и, понизив голос, сказала: «Не бойтесь, это — хантинг!» После некоторого молчания в ответ раздался взволнованный шепот: «Я согласна!» Мой совет — не торопитесь безоговорочно соглашаться. От звонка до реального предложения — дистанция огромного размера.
Миф 2. Обращаются хедхантеры только к выдающимся, особо ценным профессионалом. И звонок хедхантера — высшая награда на рынке труда.
Если раньше четко разделялись хедхантинг (обычно используемый для поиска на руководящие должности) и традиционный рекрутинг, то сейчас инициативный выход рекрутеров на работающего специалиста, никоим образом не выражавшего интерес к смене работы, стал повсеместным явлением. Наверное, многие из нас хотя бы один раз получали звонки от хантеров — задушевный вкрадчивый голос начинает рассказывать об уникальном предложении — суперперспективах, заоблачных деньгах и прочих бенефитах. Обычно, к такому рассказу прибавляется капелька лести: «мне Вас рекомендовали как самого опытного, самого квалифицированного, самого сильного специалиста». Даже на очень лояльного человека, довольного своей нынешней работой, такой звонок действует… Но на нынешнем рынке труда даже самый обычный поиск ведется по все более широкому кругу: через социальные сети, популярные интернет-проекты, форумы и т. п. А сам звонок еще ничего ровным счетом не значит и не должен кружить головы.
Миф 3. Именно хедхантер может предложить работу, где будут платить «выше рынка».
Не будем забывать, что бесплатный сыр бывает в мышеловке. Ни одна компания в условиях рыночной экономики не может долго платить «выше рынка». Предложение неоправданно больших денег может быть вызвано желанием получить информацию о деятельности конкурентов, узнать о внедренных новых технологиях или просто сорвать сроки сдачи проекта путем переманивания ключевых исполнителей. Или просто «выжать максимум» из специалиста за короткий срок, не заботясь о долгосрочном сотрудничестве. В любом из этих случаев результатом может оказаться разбитая карьера или даже судьба. Все чаще соискатели рассказывают о подобных случаях. Люди теряют прекрасную работу, где их ценили и уважали, и так и не получают обещанных денег.
Миф 4. Все компании мечтают воспользоваться услугами хедхантера, но не каждая может себе это позволить.
Руководители компаний сейчас все более осторожно относятся к использованию такого приема, как хедхантинг. Все чаще можно услышать фразу: «если нам удалось переманить сотрудника, то на его лояльность мы тоже рассчитывать не можем. Скорее всего, и от нас его легко сманят». Уйти, конечно, каждый может, и многочисленные исследования, подтверждают, что количество перемен места работы заметно возрастает у каждого следующего поколения уже несколько десятилетий подряд. Но весь вопрос в том, КАК человек уходит.
Миф 5. Все мы хотим работать поменьше, а получать побольше.
Во-первых, главная ошибка в тотальном обобщении. Не все. Более того, умные этого не хотят. В самом начале перестройки, когда у нас появились западные компании, и предложение работать в них было самым привлекательным на рынке, одну профессионально состоявшуюся женщину-финансиста пригласили на собеседование в готовящуюся к выходу на московский рынок европейскую компанию. По итогам собеседования ей сделали очень выгодное предложение и сказали, что получать зарплату она начнет с завтрашнего дня, не смотря на то что, реальная работа начнется только через несколько месяцев. К удивлению интервьюера, кандидатка громко возмутилась: «Я привыкла зарабатывать деньги, а не просто получать». С другой стороны, мало что может быть хуже ситуации человека, поработавшего немного на условиях, не соответствующих его реальной рыночной стоимости. Он, естественно, не хочет уменьшения зарплаты, подолгу застревает на этапе поиска работы, в то время как его знания и умения вне практики устаревают и обесцениваются. Большое число таких трагических историй относилось к кризису 1998 года, но и сегодняшний рынок, как ни странно, также порождает множество подобных ситуаций.
Миф 6. Новый работодатель хочет, чтобы вы опрометью бросились на его зов, и может передумать брать на работу кандидата, если тот начнет объяснять, что у него есть обязательства перед нынешним работодателем и ему необходимо завершить определенные дела и/или найти себе замену.
Умный и порядочный работодатель с пониманием отнесется к необходимости выполнения Вами своих прежних обязательств. Его скорее насторожит чрезмерная готовность забыть все и вся. Есть такая восточная притча. Шла по дороге красавица. Ее обогнал прекрасный принц на своем быстром скакуне, но увидев ее редкую красоту, бросился к ее ногам и умолял стать его женой. Она сказала, что он мог бы и передумать, если б увидал ее сестру, которая много красивее и идет по этой же дороге где-то позади. Принц помчался в указанном направлении, но вскоре вернулся с горькими упреками: «Обманщица! Там идет безобразная старуха!». Красавица возмутилась: «Это я обманщица? Не ты ли клялся, что полюбил меня навеки, а сам помчался смотреть на другую?».
Если Вы начнете дурно отзываться о работодателе, от которого уходите, или пренебрегать своими обязательствами перед ним, Ваш новый работодатель легко примерит это отношение к себе и вряд ли захочет испытать его на собственном опыте.
В общем виде можно сформулировать такой нравственный императив: «Уходить от своего работодателя необходимо корректно, чтобы вы могли рассчитывать, что компания будет готова снова принять вас на работу». Кстати, при проверке рекомендаций обычно спрашивают: «Взяли бы Вы снова на работу к себе этого человека?» Не забывайте об этом, когда обстоятельства заставят вас сильно торопиться, всегда можно найти грамотное компромиссное решение.
Ю. Яновская
По материалам E-prof.ru