«Многие мои клиенты жалуются на то, что не умеют отдыхать. — Приезжаю, — рассказывает один, — на море, а мне первую неделю все думается, как там у них на работе дела. Вспоминаю все, чего я не успел сделать перед отъездом, что нужно было разрулить, с кем договориться, о чем предупредить. Вторую неделю я думаю, что нужно будет сделать, когда приеду: с кем встретиться, что проверить. Так и отпуск проходит».
Получается, окончить дело невозможно, потому что всех дел не переделаешь, и отдохнуть по-человечески не удается.
— Вы так любите работу? — спрашиваю.
— Да не то чтобы так уж люблю, просто беспокоит она меня все время.
— А не беспокоитесь ли вы, приехав домой, о том, чего не доделали на море?
— Как это не доделал? Я там ничего не делал, это же отдых!
Есть такое ученое словцо «рекреация». Восстановление для новых трудовых подвигов. Пусть, мол, человек отдохнет, потом с него еще больше работы можно потребовать. И тут, конечно, полагается вспомнить, что лучший отдых — смена занятий. Но можно поговорить и о вещах более серьезных.
Человек работу свою не очень любит, но относится к ней серьезно и болеет за нее душой. Потом у него остается пара часов в день да пара недель в году (больше он отпуск не берет, не знает, чем себя занять), чтобы пожить своей жизнью. Но ему же нужно отдыхать, чтобы потом лучше работать. А отдых он себе представляет как ничегонеделание. Когда же он будет жить? Когда выйдет на пенсию, выяснится, что он ничего не умеет, кроме оставленной (слава богу!) работы, ничего не знает, кроме узкого пучка информации по рабочей специальности. И учиться чему-нибудь, похоже, поздно…
А в соседнем отделе работает его приятель-инженер. Тому отпуска никогда не хватает, он все старается урвать неделю другую «за свой счет» (не в ущерб работе, конечно) — и на байдарках по рекам сплавляется, и в горы ходит, да еще и в Венецию ему хочется съездить, на гондоле прокатиться… Приезжает из отпуска, рассказывает, где был, что видел, и тоже жалеет: того не успел, сего не увидел, ну ладно, на будущий год обязательно съезжу, посмотрю.
Вы, разумеется, угадали, кто из них лучший работник.
В одной серьезной книге такую историю рассказывают: у них там было постановлено, что по субботам, в день отдыха, никак нельзя работой заниматься (совсем как у моего знакомого на море), а кому-то захотелось колосок в поле сорвать, да растереть, да зернышки попробовать, поспели ли. Приятели ему говорят: «Нельзя, суббота же». А серьезный человек, который с ними рядом оказался, тут и говорит: «Суббота для человека или человек для субботы?»
Когда лошади предстоит всю жизнь воду из колодца черпать, ей надевают шоры — чтоб не глазела по сторонам. Теперь такую «зашоренную» работу машины выполняют. А у человека, по-хорошему, кругозор — 360 градусов, и на правильных фирмах, кроме отдыха, из рабочей недели выделяют специальное время для самообразования, на экскурсии возят, иногда даже за границу.
Один мой знакомый говорил: «Я люблю свою работу, но это не вся жизнь и я не ездовая собака. И вообще неизвестно, чем я буду заниматься лет через пять-семь. Так что я стараюсь уделять время и силы разным делам и интересам. А работе это не в ущерб, скорее наоборот: то, что привыкший неделю делает, я придумаю, как сделать за два дня, и не хуже, а лучше».
У Бориса Шергина есть сказка про то, как в одной деревне, когда сено кончилось, селяне на веревках корову на крышу поднимали, чтобы соломы поела. Пришел в деревню Шиш (бродячий такой мужик) и говорит: «А что если солому с крыши корове вниз спустить?» И все обрадовались, не говоря уже о корове.
По материалам «Ведомости»