В идеале — и собственном представлении — правая рука генерального директора, без которой он шагу ступить не может. Да и не должен. Более того — просто обязан советоваться по любому значимому поводу. Начиная с вопросов снижения себестоимости, повышения качества и увеличения продаж — и заканчивая семейными проблемами секретаря, которые мешают ей вовремя обрабатывать входящую почту.
А еще — «слуга царю, отец солдатам» и «инженер человеческих душ» в одном лице. Человек, чьи спокойные советы помогают каждому сотруднику лучше справляться с работой. Мудрый гуманист, которому порой приходится, исходя из соображений человеколюбия, надевать на себя различные виртуальные обличья — то своего парня, то мантию третейского судьи, а то и жилетку.
Да что там говорить! Если сравнивать любую организацию с музыкальным инструментом, скажем с роялем, а людей со струнами — то HR это настройщик, главная фигура, без которой рояль будет играть фальшиво, если вообще сможет играть. Именно настройщик, который хорошо знает в каком порядке расположить струны, какие из них следует подтянуть, какие смазать канифолью, а какие вовремя заменить.
И все это — по крайней мере, в глазах HR-а — вполне оправдано, ведь у любой производственной или торговой компании, банка, логистического холдинга… да вообще у любой организации — есть всего три главных ресурса: основные средства, финансы и люди, которые управляют первыми двумя. Но люди есть люди, а с ними всегда есть проблемы, которые нужно решать. А решив их и оставаясь в душе гуманистом, можно спокойно и прагматично расставить всех в рамках организационной структуры, штатного расписания и сетки KPI, предварительно глубоко продуманных и утвержденных у генерального директора.
Так что совершенно нормально, если сотрудник, отвечающий за человеческие ресурсы, будет вторым лицом в компании. Или, как минимум, эдаким серым кардиналом.
Но увы, действительность всегда вносит коррективы в идеальные модели, поэтому в глазах остальных HR чаще всего выглядит иначе.
В глазах собственника и акционера — как необходимый и в целом малозатратный элемент системы, позволяющий сдерживать расходы, а порой и дополнительно увеличивать прибыль за счет трезвого и прагматичного подхода к затратам на персонал.
А еще удобный анализатор, способный довольно точно определить, насколько та или иная личность подойдет на одну из ключевых должностей.
В глазах генерального директора — прежде всего верный помощник в подборе и расстановке ключевых кадров, а также определении зарплат и премий.
Кроме того, умеющий выполнять не совсем стандартные и отчасти деликатные поручения — например, поиск врача для мамы или награждение медалью «За заслуги» директора департамента, которого пора отправить на пенсию.
Как приятное дополнительное качество — имеющий навык организации качественных корпоративных мероприятий, на которых можно:
- окинув взором зал, погордится созданной империей;
- незаметно оценить сотрудников в неформальной обстановке;
- расслабиться, немного покрасоваться и поцвести, выступая перед ними со сцены — чего нельзя себе позволить на совещаниях и планерках.
Короче говоря, довольно полезный сотрудник, хоть и с завышенным самомнением.
В глазах коллег-руководителей направлений — в общем-то «свой парень», но себе на уме и с двойным дном, почти как руководитель Службы Безопасности, и потому с ним надо держать ухо востро. К тому же постоянно стремящийся вмешаться во внутреннюю кухню подразделения — наивно полагая, что лучше разбирается в том, кого куда назначить и как мотивировать. Но зато, в отличие от безопасника, может быть крайне полезным в определенных ситуациях — например, на него всегда можно свалить неудачи, резонно объяснив их плохим и несвоевременным подбором персонала.
Плюс, существуют дополнительные нюансы в восприятии HR-а, в зависимости от возглавляемого руководителем направления.
IT
— Этот менеджер по персоналу — несколько странный идеалист с завышенными и часто непонятными требованиями к замечательно настроенному кадровому софту. И почему-то считающий, что лучше разбирается в сложной душевной организации программистов и сисадминов, равно как и в вопросах управления ими. Правда, при этом загадочным образом умудряется угадать, что программисты Oracle более капризны, чем программисты PhP, хотя и те, и те склонны менять работу раз в полгода. Впрочем, это может быть связано с его опасной склонностью сплошь и рядом применять психиатрию, благодаря которой он способен порою читать мысли — а если дать ему волю, так вообще каждого второго IT-шника готов записать в аутисты и параноики. Впрочем, не смотря на некоторые странности, он обладает и весьма важными положительными качествами — прежде всего умением слушать и при этом поить вкусным кофе и потчевать изумительными печеньками, запасы которых у него не переводятся.
Продажи
— В целом неплохой рекрутер, более или менее успешно наладивший поток менеджеров по продажам. Правда, отнимающий время своими навязчивыми попытками зачем-то упростить и затвердить навечно и так практически идеальную оргструктуру, которую можно спокойно менять раз в квартал. Но зато простоват и в чем-то даже наивен, его легко обвести вокруг пальца и привлечь в качестве союзника для утверждения новой системы мотивации. Хоть и склонен порой побрыкаться, настаивая на компромиссе — но уж тут-то нас не проведешь, достаточно отвлечь внимание и пойти на незначительные уступки.
Производство
— В общем-то вполне вменяемый и аккуратный кадровик, к тому же иногда способный где-то отыскать и как-то соблазнить перейти к нам редких специалистов. Но порой неоправданно подверженный всяким новомодным веяниям. К тому же любящий козырять, где надо и не надо, вычурной иностранной терминологией. И, к сожалению, не всегда понимающий, что мода проходит, а производство остается, его устои незыблемы — и придумывать что-то новое бессмысленно и вредно. Все, что надо, уже давным-давно придумано и внедрено.
Финансы и бухгалтерия
— Нормальный специалист, но порою странный и нервный человек, жаждущий самостоятельности и совершенно не понимающий, что просто обязан наконец-то стать спокойным и счастливым, будучи включенным в структуру финансового блока и подчиненным финансовому директору. Ведь главное в его работе — это начисление зарплаты с премиями и правильное оформление трудовых отношений, а уж в этом-то бухгалтеры разбираются лучше кого бы то ни было. Уж, не говоря о том, что во всяких мелочах типа подбора, обучения и оценки только финансисты могут навести настоящий порядок и наконец-то избавить компанию от случайных договоров и неоправданных трат.
АХО
— Эти новомодные термины, навроде HR — на самом деле от лукавого. Но мы-то знаем, что кадры «наше все» и вдобавок коллеги по несчастью, ибо начальство постоянно навязывает и заставляет внедрять всякие неприятные нововведения с громкими названиями типа какого-нибудь аутстаффинга. При том, что главное всегда остается главным — своевременное подписание приказов, расчет оставшихся дней отпуска и быстрое увольнение вконец спившегося кладовщика, а с этим кадры справлялись всегда хорошо, как их не назови. А при дальновидном установлении уважительных отношений с ними иногда можно договориться и оформить своего человека на непыльную должность — с согласия безопасников, разумеется, с которыми тоже нужно дружить.
Само собой, есть свои нюансы в восприятии HR-а и руководителями других направлений — юристом, PR и GR-менеджерами, маркетологом… — но они, как правило, являются некими сочетаниями всех вышеперечисленных.
Что касается рядовых сотрудников — в их глазах HR важный человек, от которого зависит прием на работу, увольнение, оформление отпуска, медицинская страховка, а также проведение хорошего корпоратива. Все остальные сферы деятельности HR рядовому сотруднику часто неведомы — обучение, повышение или изменение структуры зарплаты, перевод на новую должность и пр. чаще всего связывают с непосредственным или очень высоко стоящим начальством. Что, может, и к лучшему….
В общем, всяк по-своему HR-а видит — и это стоит учитывать.
А если посмотреть на свое место под солнцем более или менее реалистично — то в идеале, конечно, имеет смысл стремиться к тому, чтобы стать вторым человеком в организации. Но при этом не стоит забывать, что ровно к этому же стремится и финансовый директор. И производственный. А порой — даже директор IT…
Дмитрий Ридигер
Деловой мир