Бывают собеседования бесполезные. Бывают неудачные. А бывают провальные. Провальное собеседование похоже на страшный сон. Вы сделали нечто такое, от чего хочется провалиться сквозь землю, но поздно: все, что вы могли сказать, вы уже сказали, и остается разве что надеяться на внезапный приступ амнезии у рекрутера.
Пример 1. Самый драматичный
Соискатель артистично и эмоционально рассказывает рекрутеру о происках бывшего шефа (наболело). Язвительные шутки сменяются неприкрытым презрением к некомпетентности и тяжелому характеру экс-руководителя. Рекрутер внимательно слушает, кивает головой. Вдруг в кабинет заходит человек. «Это руководитель подразделения, в которое мы ищем специалиста», — произносит рекрутер металлическим голосом. Соискатель поднимает глаза и… видит своего бывшего шефа. Занавес.
Пример 2. Не такой драматичный, но и хорошего мало
Соискатель: А знаете, я не понимаю людей, которые коллекционируют что-то бесполезное. Магниты на холодильник, или чашки, или фарфоровые фигурки… Лежит потом этот хлам и только пыль собирает. Потраченное на эту ерунду время лучше бы использовали для учебы или занимались карьерой.
Рекрутер: У меня есть коллекция фарфоровых фигурок, которые я собираю во время путешествий.
Занавес.
Пример 3. Немного даже нелепый
Соискатель: У вас в офисе странно пахнет. Как в стоматологическом кабинете. У вас где-то склад с лекарствами есть?
Рекрутер: Да. Есть. И я думаю, не поискать ли нам штатного фармацевта, вместо того чтобы проводить собеседования с соискателями, у которых такое капризное обоняние.
Пример 4. Горе от ума
Соискатель заходит в кабинет, где сидит рекрутер и другие сотрудники, и громогласно ругает «идиота, который поставил машину так, что на парковку ни въехать, ни выехать». При ближайшем рассмотрении выясняется, что это автомобиль директора компании.
Почему так получается?
Причин, по которым соискатель может сказать что-то невпопад, несколько. Одна из главных — чрезмерная расслабленность, из-за которой соискатель менее тщательно подбирает слова и не контролирует эмоции.
Вообще расслабленность — это хорошо. Без нее общение выходит напряженным. «Соискатель не раскрывается» — на это часто нарекают рекрутеры, когда соискатель зажат, отвечает на вопросы формально, на контакт не идет. Это плохо. Но полный релакс еще хуже. Соискатель в этой ситуации похож на посетителя кинотеатра: «Ну-ка, посмотрим, что тут у вас интересного…». При таком отношении на получение работы рассчитывать не стоит.
В практике случаются менее экстремальные ситуации, когда на собеседовании соискатель показывает себя не с лучшей стороны. Они, как правило, вызваны нервозностью кандидата. Например, кандидат роняет чашку с кофе (в особо «тяжелых» случаях достается одежде рекрутера или документам на столе). Соискатель рассказывает о себе что-то сугубо личное: например, о романе с бывшим коллегой, с подробностями, достойными дамского романа.
Что делать?
Независимо от степени тяжести промаха, первое, что стоит сделать — извиниться за него: за бестактность, излишнюю эмоциональность, невнимательность.
Если о промахе вы догадались уже после собеседования, — правило то же. Нужно извиниться (это можно сделать с помощью и-мейла или телефонного звонка).
Самое опрометчивое, что можно допустить, — сделать вид, что ничего не произошло.
Предположим, соискатель сделал что-то действительно экстраординарное. Работу, возможно, он не получит. Но пускать последствия ошибки на самотек все равно не стоит. Мир тесен, и завтра о провале соискателя узнают другие рекрутеры. Репутация — как белый лист; на ней заметны малейшие огрехи.
Проще обстоят дела с такими ошибками, как опоздание, или слишком неформальный тон беседы («Хотите, дам вам контакты мастера, который подлечит ваши пересушенные волосы?»).
За опоздание можно извиниться и сказать, что обычно вы очень пунктуальны («Можете убедиться в этом, спросив у моих рекомендателей; список у меня с собой»).
Некоторые огрехи можно объяснить нервозностью («Я позволил себе вольность, поскольку очень волнуюсь, и недостаточно контролирую эмоции, но дело в том, что я очень хочу получить эту работу»).
Извинения не означают, что тон должен быть заискивающим. Держитесь с достоинством. Право на ошибку имеет каждый. Важно вовремя ошибку признать и попытаться исправить.
Елена Набатчикова