Итак, вам на работу позвонил рекрутер (как правило, из рекрутингового агентства) и хочет пообщаться с вами по поводу имеющейся у него вакансии. Важно отметить, что большая часть таких вакансий не появляется в Интернете или работодатель не хочет «светить» свое название до финального отбора. С этим придется согласиться по умолчанию. Понятно, что такой звонок, даже если и предполагался вами или даже теоретически проигрывался, все равно является неожиданным и «выбивает из колеи». Поэтому давайте рассмотрим основные подвиды ситуаций со звонком рекрутера.
1. Рекрутер звонит вам, когда вы настроены сменить работу, но не находитесь в активном поиске. Вы готовы рассмотреть его предложение и:
- можете его обсуждать в данный момент прямо на рабочем месте. Это самый простой вариант — вы узнаете и согласовываете все необходимые подробности вакансии и, если вас все устраивает, договариваетесь о встрече;
- не можете обсуждать новую должность прямо сейчас (мешают любопытные уши коллег или «прослушка» службы безопасности, например). В этом случае можно произнести нейтральную фразу «Ваша информация важна/интересна для меня, могу ли я перезвонить вам позже?» или, если телефон прослушивается, можно ответить фразой «Полагаю, у меня есть интересный для вас вариант, поэтому отправьте мне по СМС ваш е-мейл для дальнейшего взаимодействия». Фразы можно и попроще — смысл их понятен. Результат тоже очевиден и положителен — вы получаете координаты рекрутера и договариваетесь с ним об отсроченном телефонном или скайп-собеседовании и можете уточнить недостающие и важные для вас детали вакансии по электронной почте (например, используя ваш личный почтовый ящик).
2. Звонок рекрутера застал вас врасплох, вы не уверены на 100% в выборе — готовы ли вы менять работу или вас все устраивает — и вы несколько в растерянности. Абсолютно нормально, если вы сообщите об этом собеседнику — если вы можете, конечно. Если не можете, но не хотите упускать свой шанс — договаривайтесь об отсрочке коммуникации (см. выше). Если вакансия, о которой говорит рекрутер, представляет для вас интерес, или вы предполагаете, что кто-то из ваших друзей-знакомых мог бы на нее претендовать, не стесняйтесь сказать об этом. Только дослушайте рекрутера до конца — вполне возможно, в конце описания вакансии встретятся «подводные камни» вроде регулярных командировок, свободного владения английским языком или успешного навыка программирования на редком языке. Если вакансия в большей ее части вас устраивает или вы хотите ее обдумать — возьмите тайм-аут, уточните почту рекрутера или дайте свою личную почту, чтобы в более комфортной обстановке еще раз перечитать и переосмыслить свои будущие «права и обязанности».
3. Звонок рекрутера вас раздражает — нынешняя работа все целиком и полностью устраивает, а вас еще и отвлекают от нее (особенно раздражает, если звонят в разгар запарки). Не спешите сорвать свои эмоции на рекрутере — человек он полезный, поэтому ссориться с ним не стоит. Если вам новая работа не нужна, вы вполне можете порекомендовать друзей, коллег или знакомых, которые соответствуют требованиям вакансии и с радостью на нее согласятся. Люди хозяйственные берут координаты рекрутера «про запас» — время сейчас нестабильное, к сожалению.
После телефонного первичного контакта с рекрутером возможно еще телефонное собеседование, собеседование в агентстве и, как финал, собеседование (или собеседования) с заказчиком (у него в офисе или в офисе агентства). Как правило, все эти этапы сопровождаются ожиданием, неопределенностью и другими демотивирующими факторами, которые мы попытаемся расшифровать и пояснить.
Например, не всегда профессиональный багаж рекрутера таков, что он может на одном с вами уровне обсуждать узкоспецифические нюансы вакансии — для многих технических специалистов это повод усомниться в профпригодности рекрутера вообще. При этом мы, как правило, упускаем из виду, что пока мы совершенствовались в своей специализации, рекрутер учился по своему профилю. И не всегда эти два предмета совпадают.
Второй демотивирующий фактор для большинства соискателей — невозможность во многих случаях узнать имя работодателя. В некоторых случаях перечисление некоторых особенностей корпоративной культуры заказчика позволяет кандидату прикинуть или узнать точно, где открыта вакансия, но в большинстве случаев получается достаточно широкое поле для предположений. Понятно, что «кто платит, тот и музыку заказывает» — компания, готовая оплатить услуги рекрутера, зачастую не хочет взваливать на себя бремя подбора персонала, а особенно — первичных собеседований. Соответственно, работодателя раздражает, что побочным эффектом неудачной работы агентства является то, что вакансия «выплыла», и работодателя начинают преследовать кандидаты-соискатели. Поэтому, даже если вы догадались, кто ваш возможный работодатель, не стоит преследовать его звонками и письмами, уточняя вашу судьбу. Как правило, подобная настойчивость вызывает обратный эффект.
Еще один в принципе демотивирующий фактор срабатывает в этом случае «в плюс» — поскольку большинство работодателей не спешат делиться с соискателями обратной связью по присланным резюме, в случае общения с рекрутером этот вариант «не проходит». Вы можете (в разумных пределах, конечно) интересоваться не только движением вашего резюме, но и наличием других интересных вакансий. Кроме того, рекрутер может посоветовать вам, как сделать ваше резюме более привлекательным или описать профессиональный опыт более адекватно. Вы можете пройти тесты и четче понимать свои сильные и слабые стороны, а также не бояться того, что вас, возможно, будут тестировать у других работодателей. Если вы пообщались с рекрутером и у него есть для вас приглашение на встречу к заказчику, как правило, рекрутер проговаривает еще раз требования к вакансии и нюансы корпоративной культуры — он тоже заинтересован в закрытии этой вакансии. Впрочем, не обязательно вами — если будет более сильный кандидат, который закроет эту вакансию, рекрутер все равно будет удовлетворен, и с этим тоже нужно считаться. Кроме того, если был выбран другой кандидат, есть возможность сделать «работу над ошибками» и взглянуть еще раз со стороны на свои сильные и слабые стороны.
Многие из нас считают рекрутинговое агентство паразитом, живущим на нашем трудовом горбу, хотя в принципе рекрутеров можно считать выездным отделом кадров работодателя (некоторые западные компании отдают на аутсорсинг подбор персонала и кадровую функцию). По большому счету работа рекрутера где-то сродни работе, например, квартирного брокера: хотите сами покупать квартиру — весь Интернет ваш; хотите сэкономить время, но потратить деньги — ищите посредника. Минус, ущемляющий наше самолюбие, — поскольку рекрутеру платит работодатель, он не всегда считается с нашими интересами (и в общем-то не обязан, ведь в магазине никто не идет нам навстречу, снижая цену лишь потому, что у нас заканчиваются деньги в кошельке, например).
Раз уж мы признаем наличие таких демотивирующих факторов, нам вполне по силам понять, которые из них можно повернуть нам на пользу, а которые можно просто принять как данность, ведь изменить мы ничего не можем. Осознание этого фактора вносит некоторое спокойствие и позволяет более адекватно реагировать на внезапные (как правило) звонки рекрутеров. Кроме того, хочу подчеркнуть напоследок еще один полезный факт — если вам звонит рекрутер, значит, ваш уровень профессионализма таков, что за ваш поиск кто-то готов заплатить деньги, и это приятно.
Татьяна Пашкина