Компании тратят деньги на тренинги актерского мастерства, где сотрудники загадывают загадки, декламируют стихи и бьют друг друга палками. Какую пользу могут принести бизнесу играющие менеджеры?
Что наша жизнь — игра!
Генеральный директор туристической компании UTS Group Алексей Крылов сидит на полу в нелепых желто-зеленых панталонах. В таком наряде его можно принять за скомороха, если бы не перекошенное от ужаса лицо. Он безуспешно пытается защититься от двух сотрудников компании, которые с нескрываемым удовольствием лупят его дубинами.
Это не сцена мести менеджеров, не получивших обещанного годового бонуса, а эпизод из пьесы Жана-Батиста Мольера «Лекарь поневоле», которую поставили сотрудники UTS. Крылов играет слугу Сганареля, который, если его хорошенько поколотить, может оказаться гениальным доктором. Кстати, «Лекарь поневоле» — это уже третий спектакль, сыгранный сотрудниками UTS.
Еще несколько лет назад Алексея Крылова назвали бы сумасшедшим, а сегодня компании готовы платить деньги за обучение своих сотрудников актерским навыкам. Только в Москве более десятка фирм предлагают менеджерам и предпринимателям обучение актерскому мастерству. Как говорят сами консультанты, спрос наиболее высок среди организаций, занимающихся продажей услуг.
Видимо, все эти компании пытаются следовать мировому тренду. Еще в 60-х годах прошлого века французский философ Ги Дебор писал о наступлении эпохи «общества спектакля». Правда, он давал ему весьма мрачную оценку: «Спектакль — это непрерывная опиумная война, которая ведется с целью уничтожить даже в мыслях людей различия между товарами и жизненными ценностями».
И хотя эпоха впечатлений еще не наступила, многие уже поняли, что потенциал утилитарного использования актерских техник в бизнесе огромен. Актер, например, владеет целым арсеналом средств влияния на людей, начиная с речи и заканчивая мимикой и жестами. Обучение актерскому мастерству — хороший тренинг личной эффективности для опытных продавцов и переговорщиков, даже для тех, кто, казалось бы, уже умеет все. Кроме того, театральные методики — инструмент сплочения команды, ведь успех постановки зависит от взаимодействия актеров.
Техники освобождения
Два человека выходят в центр зала. Никаких ролей у них нет, и все, что они будут говорить и делать,— чистая импровизация. Один бренчит на рояле, второй начинает кувыркаться. Как третьему участнику вписаться в происходящее действие и при этом не оказаться лишним?
На мастер-класс режиссера Петра Немого «Структурное мышление и структурная импровизация» не берут людей с театральным образованием. Зато сюда приходят сотрудники McKinsey, PwC и других известных компаний. Конечно, овладеть театральными техниками (скажем, сценической пластикой) за несколько занятий невозможно. Поэтому многие программы тренинговых компаний нацелены на обучение лишь самым простым игровым навыкам, и в первую очередь — умению передавать эмоции. Особенно остро это умение требуется в продажах.
Импровизация, то есть создание произведения по ходу его исполнения — еще один востребованный бизнесом театральный навык. Например, во время многосторонних переговоров менеджеру нередко приходится принимать спонтанные решения.
Импровизация — это своего рода технология управления спонтанными решениями. И как у каждой технологии, у нее есть несколько правил. Так, на первом этапе необходимо составить каталог возможных действий в конкретной ситуации, то есть обратиться к своим ощущениям и понять, что хочется сделать в первую очередь — рассказать собеседнику анекдот, рассмеяться ему в лицо или, скажем, разжалобить его.
Затем нужно провести анализ ситуации. Одним из наиболее эффективных средств здесь считается механизм восстановления целого из части, который нередко используют в игровом театре (театральное направление, где исполнение роли основано на импровизации). Актеры соревнуются со зрителями, чья задача — отгадывать заданные им загадки. Типичная загадка игрового театра выглядит примерно так. Двое мужчин разговаривают о еде, неожиданно встревает третий, который объявляет: «К обедне звонили, братья». Таким образом, зритель узнает, что речь идет о монахах.
Наконец, на третьем этапе надо сделать ход, то есть выбрать ту спонтанную реакцию, которая идеально соответствует ситуации. В противном случае импровизация может выглядеть нелепо. Как-то раз партнер компании Alltime Наталья Мирионкова, тоже обучавшаяся у Петра Немого, спешила на важные переговоры и, споткнувшись, порвала колготки. Вместо того, чтобы всю встречу краснеть и чувствовать себя неловко, с порога заявила: «Наверное, выгляжу как Пеппи Длинныйчулок». Фактически она передала ход собеседнику и освободилась от проблемы, а он теперь должен ломать голову, как реагировать на это сообщение.
Кроме того, театральные навыки помогут сотрудникам избавиться от страха публичных выступлений. «После того как я сыграла в трех спектаклях, в одном из которых мне пришлось драться с гендиректором, мне не страшно выступать перед любой аудиторией»,— считает старший менеджер отдела корпоративных продаж Светлана Голубкова, игравшая в «Лекаре поневоле» роль Мартины — сварливой жены Сганареля.
Наконец, главный результат: во время подготовки к спектаклям не ушел ни один участник — людей удерживала ответственность за результат. Правда, это не помешало им уволиться после премьеры: сейчас в компании работает не больше половины участников первого представления.
И тем не менее, компании удалось завоевать лояльность сотрудников. Даже те, кто покинул компанию, сегодня с удовольствием приходят на ее спектакли.
По материалам «Секрет фирмы»