Как ответить на вопрос «Что ты можешь?». Метод героев фильма «Кин-дза-дза!»
Новини
26.06.2012
Как ответить на вопрос «Что ты можешь?». Метод героев фильма «Кин-дза-дза!»
И в наших, и в западных фильмах встречается множество «карьерных» моментов, которые могут быть весьма поучительными. На прошлой неделе мы разбирали собеседование из фильма «Бег», сегодня предлагаем вашему вниманию разбор эпизода из фильма «Кин-дза-дза!». Пример того, как уверенность в себе, высокая мотивация и умение быстро реагировать помогают добиться желаемого, в том числе и получить работу.
«Что ты можешь?»
Фильм «Кин-дза-дза!», 1987 г. Сценарий: Резо Габриадзе, Георгий Данелия Постановка: Георгий Данелия Действующие лица и исполнители: Владимир Николаевич Машков, Прораб (Станислав Любшин), Гедеван Александрович Алексидзе, Скрипач (Леван Габриадзе)
Активная позиция
По мнению Анны Мухиной, руководителя отдела психологического консультирования по вопросам карьеры, модель поведения Прораба более выигрышная.
«Самое главное, что считывает интервьюер, — это горячее желание получить эту должность, мотивация, — поясняет она. — Активность и мотивация — это две важных составляющих успеха. Поэтому такая активная позиция во всех жизненных ситуациях — более выигрышная стратегия, и, конечно, как частный случай — в поведении на собеседовании».
Помимо активного желания преодолеть препятствия и добиться цели, Анна Мухина отметила весьма ценное умение героя Станислава Любшина услышать «интервьюера» и, проявив гибкость, быстро на него среагировать.
Блиц-интервью
Лариса Лутовина, управляющий директор, считает, что этот эпизод интересен, как пример своего рода блиц-интервью. «На вопрос «Что вы умеете делать?» нужно уметь дать ответ, который убедит работодателя за десять секунд, — рассказывает она. — Потенциального работодателя можно встретить где угодно, а хороший экспромт — это подготовленный экспромт».
Помимо этого, эпизод показывает, почему не стоит врать на собеседовании — всегда могут сказать: «Играй!.. И пой!». Обман раскрывается сразу. «Другое дело, когда человек на собеседовании упоминает о навыках, лишь косвенно связанных с должностью, на которую он претендует, и они часто оказываются востребованными», — говорит Лариса Лутовина, добавляя, что рассказывать о дополнительных умениях и знаниях нужно только после четкой презентации основных, и это не должны быть навыки из серии «а еще мы выгуливаем собак».
Отмечает Лариса Лутовина и еще один важный момент: люди часто недооценивают свои знания и навыки, автоматически отсеивая вакансии, в которых указано, скажем, «хорошее знание английского». А ведь работодателя вполне может устроить ваш уровень владения языком (в эпизоде из фильма далекое от совершенства исполнение Прораба не просто устроило, а привело в восторг «работодателя»).
Осознать амплуа
Консультант департамента «HR» хедхантинговой компании Ирина Баженова также отмечает высочайшую мотивацию Прораба, его умение быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми, удерживать внимание и убеждать.
«Прораб ориентирован на возможности, ищет нестандартные выходы из сложной ситуации (берется играть, петь, не имея способностей). Произведение, выбранное Прорабом для исполнения, уже само по себе выдает отчаяние, а в купе с талантом исполнения — высочайшую мотивацию достижения.
У него можно заметить умение быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми, удерживать внимание, убеждать. Но при этом он обладатель не очень грамотной речи, недостаточно вежлив. Его некоторое внутреннее сомнение в себе выдают околоречевые характеристики — изменение громкости речи, повторение слова «щас» и еле слышное «как это?».
Можно обратить внимание на тот факт, что для Прораба имеет значение, как собственное представление о себе («Я все могу!», «Подожди, я умею!»), так и мнение окружающих («Народу нравится»). Подобный тип референции определяется как смешанный, что хорошо для прораба, который должен соотносить качество работы не только со стандартами, которые когда-то выучил, но и с удовлетворенностью заказчика.
У Скрипача своего мнения нет в принципе. Когда ему задают вопрос «А что ты можешь?», его хватает только на срывающийся «Я?!». Кроме того, мы видим, что Прораб активен (частое повторение «Я»), тогда как Скрипач рефлективен («Я» только в отрицательном контексте, в позитивном — «Он» или «Мы»).
Прораб звучит позитивно, жизнеутверждающе. Он все может. И друг его все может. Скрипач верит в себя только рядом с авторитетным товарищем («МЫ вам дом построим»).
Фраза «я не могу» характеризует его как склонного к уходу от ответственности. Скрипач — командный игрок. Он может смело оперировать чужими фразами, не имея своего мнения (вторит «народу нравится» вслед за прорабом).
Также, я бы назвала его скорее процедурно ориентированным типом. Он не предпринимает попыток, если не знает технологии.
Я не рекомендовала бы Скрипача на работу, построенную на общении с клиентами (если только работа не связана с применением одних и тех же шаблонных фраз и не предполагает ситуации, когда нужно быстро адаптироваться, подстраивать свое поведение, искать и выдавать новые решения).
Данный пример, безусловно, показывает нам, что соискателю полезно стремиться отслеживать свое поведение. Например, обращать внимание на ту форму, в которую он облачает свои мысли (можно сказать «Чего?!», а можно «Простите, Вы не могли бы повторить?» или «Правильно ли я Вас понял…»).
Еще было бы неплохо осознать свое амплуа и претендовать только на вакансии, где вся совокупность профессионально-личностных качеств будет востребована. Например, готовность бить себя кулаком в грудь, и фразы вроде «все могу», подходят для предложения, которое в дальнейшем предполагает «латание дыр» любой моральной ценой, но без финансовых бюджетов».