Зарплаты украинцев действительно растут, об этом говорят не только расчеты Госслужбы статистики, но и данные кадровых порталов. Причем наши работодатели повышают заработки вынужденно, из-за дефицита кадров, так как все больше квалифицированных специалистов уезжают за рубеж, где платят на порядок больше, чем у нас.
Какие вакансии наиболее востребованы? Насколько выросли зарплаты по итогам третьего квартала по сравнению с началом года? Как будут расти зарплаты в будущем?
Кому дают больше
Как видно из инфографики, по-прежнему вне конкуренции IT-сфера: по сравнению с январем-2017 сейчас специалистам предлагают на 75% больше. Но, как разъяснила нам HR-эксперт Татьяна Пашкина, ныне бизнес-структуры ищут опытных профи, которые могли бы работать над отдельными проектами, а не начинающих айтишников, которых надо обучать.
«Сейчас натаскивать новичков у них нет времени. Конец года — сроки выполнения проектов поджимают, поэтому больше востребованы готовые специалисты», — разъяснила Пашкина.
Среди менее сложных профессий увеличены предлагаемые заработки в сфере обслуживания — это продавцы-консультанты (+2223 грн с начала года), повара (+2800 грн), официанты (+2900 грн). Больше (+2900 грн) обещают платить и бухгалтерам.
Выросли заработки и в других профессиях, где на первом месте рабочие руки, а потом уже голова: это строители (+960 грн), рабочие всех специальностей (+954 грн), водители (+2530 грн). Впрочем, Пашкина говорит, что средние зарплаты водителей завышены из-за предложений таксомоторных компаний, которые обещают желающим заоблачные доходы в 20 тыс. грн и более. Но чтобы столько заработать, надо проводить за рулем по 12–14 часов в сутки, без выходных. Кроме того, часть заработанного придется потратить на топливо и обслуживание автомобиля.
Что просят
А вот соискатели работы оценивают свой труд выше, чем готовы платить работодатели. Самая большая разница у бухгалтеров, запросы которых выросли за 9 месяцев с 5547 грн до 9381 грн (+3800 грн!) и у поваров: в январе они, подавая резюме, хотели бы зарабатывать в среднем 6744 грн (на 2100 больше, чем предлагалось), а 9 месяцев спустя — уже 11 186 грн (на 2900 грн больше предложения).
На 1200 грн больше хотят иметь рабочие строители (желаемая зарплата 12 658 грн), хотя в январе они были скромнее: просили 10 915 грн, или на 437 грн больше. Продавцы и официанты еще в январе были готовы трудиться за деньги, на 150–500 грн меньшие, чем давал работодатель, но в сентябре они увеличили аппетиты и сейчас просят на 200–250 грн больше, чем готовы им платить. Скромны в своих запросах айтишники: их пожелания намного ниже, чем предложения работодателей. В январе они просили меньше на 5439 грн, чем среднее предложение по рынку, в сентябре — на 12 375 грн. По словам Пашкиной, цены сбивают IT-специалисты без опыта работы или с невысокой профподготовкой, а суперпрофессионалам мало даже 29–30 тыс. грн.
Смотрят еще и на Европу
Что касается повышения зарплат до конца этого года и в I квартале 2018, то их особо ждать не приходится, считают эксперты рынка труда. По их оценкам, за 2017 год зарплаты выросли в среднем на 11%, что даже не покрывает инфляцию (12%). Поэтому стоит ожидать, что средний прирост зарплат, как и ранее, будет на уровне роста цен.
«Кризис уже отступил. И сейчас развивается производство, а не продажи. Увеличивается количество специалистов, обслуживающих основной бизнес-процесс — это бухгалтеры, логистики, маркетологи, — говорит Пашкина. — Кардинально повышать зарплаты работодатели пока не решаются, зато крепнет нематериальная мотивация — дипломы, звания, небольшие подарки».
Но украинские работодатели пока не видят угроз в безвизовом режиме с ЕС, который расширил рынок труда. Теперь, чтобы удержать сотрудника, нужно предлагать зарплату, не только соизмеримую с коллегами по рынку, но и выше, т. к. в Польше платят вдвое больше за такую же работу, как у нас. В кругу риска — производственная сфера, ритейл, ведь за границей нужны «именно такие люди», только на большую зарплату. Поэтому некоторые украинские компании в этом году прибавили к зарплатам производственникам сразу 50%, чтобы не уехали, ритейл — 30–40%. Но пока это единичные случаи, основная масса работодателей выжидает.
Христина Коновалова, Александр Панченко