Вас ставили в тупик идиотские вопросы работодателя? Приготовьтесь: такую анкету вы еще не заполняли!
Недавно мне на глаза попалась анкета, которую одна оконная компания предлагает заполнить соискателю на вакансию менеджера по продажам. Я сам, когда набираю людей, предлагаю заполнить не только анкету, но и пройти пару тестов. Например, определяю с помощью тестирования жизненную позицию соискателя. Или, если человек претендует на работу в продажах, предлагаю ему пройти тест коммерсанта. В моем понимании это логично. Но то, что я увидел в анкете оконной компании, требует определенного осознания. Собственно, об этом я и хочу рассказать.
Анкета соискателя, разработанная в этой фирме, начинается как множество других: ФИО, адрес, паспортные данные, место жительства. А дальше идет целая серия вопросов о… судимости ближайших родственников. Лично я тоже спрашиваю претендентов о том, не привлекались ли они к уголовной ответственности. Я не ставлю на таких людях крест, просто стараюсь, чтобы они работали подальше от материальных ценностей. Так, на всякий случай. Но какое отношение имеет к работе человека судимость его шурина или брата? Еще товарищ Сталин сказал, что сын за отца не отвечает! Уж он-то больше других обращал на такие вещи внимание. Но, слава богу, сейчас другие времена!
Дальше идет серия вопросов про психическое здоровье:
- Были ли у вас психические заболевания?
- Состоите ли вы на учете в психдиспансере?
- Кто-то из ваших родственников страдал психическими заболеваниями?
- Не били ли вас по голове?
- Какие у вас были травмы и операции?
Казалось бы, ну что особенного, кому психи нужны? Но сдается мне, что у нас до сих пор такая информация, да и вообще информация о состоянии здоровья, не подлежит разглашению. Как говорят сами психотерапевты, здоровых людей нет, есть только не обследованные. Запомните это, так как мы с вами еще к этой формулировке вернемся.
Наверное, какие-то вопросы анкеты я упустил, я решил остановиться на самых захватывающих. И вот один из таких: «Прокомментируйте поговорку: «Не делай добра, не получишь зла». Я пока отойду в сторону, а вы подумайте, что бы вы сами ответили на подобный вопрос.
Многие компании, и не только крупные, часто задают на собеседовании заведомо некомфортные вопросы, чтобы понять, как соискатель на них будет реагировать. Например, в компании Google могут предложить: «Посчитайте, сколько теннисных мячей войдет в школьный автобус». И тут важно понять образ мышления претендента, а не скорость подсчета мячей. Если, например, он заявит: «А черт его знает!» — я полагаю, на этом собеседование и закончится. И в этом, конечно, есть железная логика!
Но в нашем случае…
Предложение прокомментировать поговорку сразу же вызывает массу вопросов:
- А чего, собственно, от меня хочет компания?
- А что будет, если я скажу, что делаю добро только за деньги?
- А не буду ли я выглядеть, как старуха Шапокляк? Кто людям помогает, тот тратит время зря…
- А может лучше ответить, что важно делать людям добро, и не важно, что они о тебе думают?
- А может лучше…
Как ни крути, тот, кто заполняет анкету, все же стремится ответить правильно. Но как это сделать в одном-двух предложениях? Ведь это анкета, а не интервью с рекрутером, которому можно задать уточняющие вопросы, подробно пояснить свою позицию. Ведь не каждый обладает даром так ясно формулировать свои мысли, чтобы они не вызывали потом разноречивых интерпретаций. Точно ли поймут люди, для которых заполняешь анкету, то, что ты написал? Ты никогда этого не узнаешь, если потом тебя так и не пригласят на собеседование. Кстати, у вас лично какой ответ по этому пункту анкетирования мог бы получиться?
И, наконец, переходим к самому интересному вопросу. Вопрос проще некуда: «Верите ли вы в НЛО?». Когда я его увидел, меня осенило! Так вот что они продают на самом-то деле! Вот почему нужны ребята с крепкими нервами, физически крепкие, морально устойчивые: чтобы никакие детали от летающей тарелки случайно не отвинтили. И главное, чтобы верили в добро!
Но меня тут же начали одолевать смутные сомнения. А не очередная ли это уловка? Не продолжение ли это вопросов о психическом здоровье? А то, как у Владимира Семеновича Высоцкого в песне о письме в редакцию с Канатчиковой дачи: «То тарелками пугают — дескать, подлые, летают. То у вас собаки лают, то руины — говорят!».
Если бы вопрос был, например: «Верите ли вы, что мы не одиноки во Вселенной?», — то ответ можно было бы построить на каких-то рациональных доводах. Например, ученые NASA обнаружили уже семь планет пригодных для жизни. И всего в каких-то 40 тысячах световых лет от Земли. По меркам Вселенной — это рядом, за углом. Если кто-то все же считает, что мы одни во Вселенной, тоже есть разумные аргументы. Но что будет, если претендент напишет, что он верит в НЛО? Не пора ли его тогда лечить электрическим током? А если заявит, что не верит? Не означает ли это отсутствие фантазии, креативности, дерзости мысли?
И, вы думаете, это все? Нет. Вот еще один вопросец претенденту на должность менеджера по продажам: «Верите ли вы в жизнь после смерти?». Ну, как, вы еще живы?
Я, думаю, что и в этом есть своя логика. А вдруг тебя нафиг придавит каким-нибудь балконным блоком? Так у верящего хоть вариант есть, как пел Владимир Семенович: «родишься вновь прорабом, а после из прораба до министра дорастешь». А тем, кто не верит, не повезло! Не будет реинкарнации! Ибо сказано в писании, что каждому воздастся по вере его…
И напоследок удар, так сказать, ниже пояса, и всего одним вопросом: «Как вы относитесь к гомосексуалистам?». Возможно, претендент ответит, что он к ним не относится. Но вдруг разработчики анкеты совсем не этого от него ждали? Вдруг у них в центральном офисе все стены в радужных флагах? Можно, конечно, и другое написать: мол, и среди геев есть неплохие парни, а мне все равно, чем они занимаются после 19:00. Но, а вдруг гемосеков насилу выгнали из этой компании, и поставили вопрос ребром, чтобы они больше не просачивались в коллектив ни по одному, ни мелкими группками?
Итак, какой вывод можно сделать по анкете о компании, которая ее предлагает? Мне в голову пришло два варианта. Во-первых, там, наверное, филиал Comedy Club. Во-вторых, там работают те самые, которые необследованные. Не знаю, что и думать даже. Если такое веселье начинается на стадии заполнения анкеты, то что может происходить на собеседовании? Или уже после принятия на работу в эту компанию? Вот думаю, хватит ли мне фантазии сие действо представить. А вы что думаете? Просто веселая компания? Или, как говорил Михаил Жванецкий: «Может, что-то в консерватории подправить?».
Валерий Меркулов