Василий шел на собеседование в идеально отутюженном костюме. Туфли блестели на солнце, как влажный дельфиний бок. Галстук был завязан настолько безупречно, что английский аристократ разрыдался бы от умиления, увидев это совершенство, если бы ему пришло в голову приехать погостить в город N.
Насчет собеседования Василий был совершенно уверен. В новенькой кожаной папке лежали результаты двухнедельных ночных бдений на тему «Как отвечать на вопросы работодателя». Там было все, чем можно сразить рекрутера наповал. Пожалуй, такого количества вопросов, на которые Василий подготовил ответы, не было у самих рекрутеров — разве что у самых фанатично преданных профессии или у тех, кто в детстве мечтал работать в прокуратуре.
Резюме было идеальным. В нем были ключевые слова, описание достижений (конечно же, в цифрах!), упоминания крупных компаний и значимых проектов. В стаже не было пробелов. На всякий случай Василий подготовил резюме хронологическое, квалификационное и креативное. Креативность последнего была достойна Каннских львов, которых вручают за лучшую рекламу.
Был готов список рекомендателей.
Василий точно знал, как ответит на каверзные вопросы рекрутера:
- «Почему вы ушли с последнего места работы?» Конечно, потому что уже не мог реализовать свой потенциал, а так — уходил со слезами на глазах, ведь компании отдано 5 лет жизни — больше, чем он был женат — но нужно двигаться дальше.
- «На какую зарплату Вы рассчитываете и почему?» Василий потратил 5 часов на сбор статистики зарплат, рассчитал формулу, которая учитывала его квалификацию, опыт, количество навыков и достигнутых задач — и все это воплотилось в одной цифре, обоснованной не меньше, чем траектория спутника, запускаемого на орбиту.
- «Как бы Вы охарактеризовали руководителя на вашей последней работе?» Только положительно. Компетентный, умеющий создать команду и вести ее за собой, профи, требовательный и в то же время здравомыслящий. Вот если бы все руководители были такими, мир не знал бы ни войн, ни экономических кризисов.
- «Что Вы можете предложить нашей компании?» Самоотдачу в работе, высокую эффективность в достижении целей, готовность стать частью команды и соответствовать требованиям корпоративной культуры. В общем, все. Если можно, пару часов в сутки Василий оставил бы на семью, но и это факультативно.
- «И что, у Вас даже недостатков нет?!» Конечно, есть. Я трудоголик до мозга костей, вы меня из офиса выгонять будете, и не факт, что удастся.
В общем, Василий был готов и абсолютно уверен в себе, поэтому дверь в кабинет рекрутера открыл недрогнувшей рукой.
Рекрутер улыбался по-детски открыто. Предложил присесть, угостил кофе. И сказал куда-то в пространство: «Неплохо бы в этом кабинете обои новые поклеить…». И неожиданно спросил:
— Вот Вы, Василий, как думаете, какие обои сюда бы подошли? Бледно-зеленые или светло-серые?
Василий замялся. Попробовал вспомнить психологию цвета — ведь вопрос был задан не просто так…
— А хорошая погода сегодня, правда? Вы как добрались, без пробок?
Василий посмотрел на часы — может, намек, что он опоздал? Вроде нет…
— А у Вас дети есть? У меня двое. Младший неделю назад в школу пошел.
Василий начал покрываться холодным потом.
Рекрутер явно что-то замышлял. Что — Василий понять не мог, и его картина мира рушилась. Он молчал, как рыба, потел… и вдруг прозрел. Это же стрессовое интервью. Изощренно замаскированное под болтовню ни о чем.
Словно подтверждая его предположение и для усиления абсурдности ситуации, рекрутер достал из-под стола воздушный шарик и подбросил его.
— Что-то работать сегодня вообще не хочется. Слушайте, Василий, может, махнем рукой на это собеседование и — по пивку?!
Василий побледнел, потом покраснел, потом опять побледнел, заоглядывался, как будто попал в ловушку, и не нашелся, что ответить. Может, это все дурной сон? Он ущипнул себя за руку.
— Кстати, — доверительно сказал рекрутер. — Ваш будущий руководитель — душка. По пятницам отдел в полном составе ходит в клуб, петь караоке. На работу можно опаздывать на полчаса хоть каждый день. Пить кофе можно литрами, и тратить на это полчаса, не меньше. Через полгода дадим служебную машину. И зарплата при этом…
Рекрутер написал на бумажке цифру и показал ее Василию.
Это была последняя капля. Василий вскочил, схватил папку, посмотрел на рекрутера, как на сумасшедшего, и стремительно выбежал из кабинета, словно его ошпарили кипятком.
Рекрутер вздохнул. В комнату вошел его коллега.
— Ну что?
— Еще один срезался. Жаль. Резюме хорошее. Еще бы человечности и здравого смысла. И внутренней свободы — чтобы быть, а не казаться. Ну ничего. Через 5 минут будет следующий. Может, в этот раз?..
Елена Набатчикова