Сейчас никого не удивит тот факт, что в тени находится около половины зарплат украинцев. Цена выплат «в конверте» при этом немалая, — госбюджет ежегодно теряет миллиарды неуплаченных налоговых средств. Параллельно получил свое развитие и продолжает деятельность нелегальный рынок конвертационных услуг, несмотря на многочисленные проверки и наведение порядка, что не устает подчеркивать власть. Однако, хорошо это или плохо, парадокс заключается в том, что именно за счет теневых финансов мы (Украина) и выдержали кризис. То есть в нынешних условиях борьба с теневиками со стороны государства означает рубить сук, на котором держится экономика страны. Большинство предприятий пытаются уклониться от уплаты налогов не от сладкой жизни. Не они, а государство формирует условия и правила игры…
Почему «Да»
«Конвертная» оплата труда выгодна как работнику — он получает более высокую зарплату, так и работодателю — он уходит от отягощающих процедур налогообложения. Но государство при этом навязывает угрозу лишения социальной защищенности на время потери трудоспособности, при несчастных случаях на производстве, нарушении трудовых отношений работодателем, который не платит взносы в фонды соцстраха.
Символическое, однако, слово «соцстрах». Зарплату «в конверте» пытаются ассоциировать с «жизнью без гарантий»: люди пожилого возраста лишаются пенсий, больные — больничных, безработные — финансовой помощи; без финансирования нельзя оставлять инфраструктуру, дороги, детские садики и школы… Такими предостережениями пестреют массмедиа, билборды и плакаты, авторами которых являются представители городских и районных налоговых инспекций. Развитие бизнеса вследствие ведения двойной бухгалтерии становится, как уверяют, непредсказуемым, а нанятый работник без надлежащего оформления не несет никакой административной и уголовной ответственности за свою деятельность.
Все это так — формально. Но о каких социальных гарантиях идет речь? Будем откровенны: само государство способствует конвертации выплат, вынуждая предпринимателей вести теневую бухгалтерию. Неспособный платить установленные налоги, работодатель в попытке выжить зачастую выбирает один из двух вариантов. Первый, и вполне легальный, предусматривает регистрацию сотрудников как частных предпринимателей, которые платят единый налог. А второй вариант — тот самый, «конвертный», когда незначительная часть зарплаты выплачивается официально, а основная — понятно как. При этом срабатывает конкуренция: организация или учреждение, которое честно платит все налоги, становится неконкурентоспособным. Оно вынуждено или повышать цены на свои товары и услуги, или прятаться в тени от налогового ультрафиолета, доза которого превышает норму.
Сейчас общая нагрузка на фонд оплаты труда составляет около 56,6%: 3,6% выплачивает наемный работник, 38% — работодатель, к тому же с зарплаты работника отчисляется 15-процентный налог на прибыль. Значительной части украинских предпринимателей (согласно статистическим данным — около 40%) не по силам такие выплаты.
Пренебрегать законом мало кому приятно, да и всегда, особенно в сфере предпринимательства, ценились стабильность и равновесие. Но между стабильностью и вообще жизнью организации предпринимателю выбирать не приходится. Когда стоит вопрос: выйти «в минус», но честно, или уйти «в тень», — решение принимается в пользу последнего.
Никто не может гарантировать неизменность нынешнего пенсионного законодательства, сам законодатель не в состоянии прогнозировать, от чего будет зависеть заработная плата в будущем. «Пусть лучше платят «в конверте», а на пенсию отложу себе сам те же 33,2%, — это же какая сумма накопится лет за 30…» — примерно так рассуждают молодые специалисты, считая, что только тому, кто близок к пенсии, стоит о ней беспокоиться. Ведь, принимая во внимание среднюю продолжительность жизни в нашей стране (по данным Госкомстата, она составляет около 68 лет), определенная часть нынешних налогоплательщиков просто не доживет до пенсии… Остальные же возьмут за основу ту, которая будет, например, в 2030 году, и сделают начисления из нее. Нынешние отчисления в Пенсионный фонд — это пенсии сегодняшних пенсионеров. А нынешних трудоспособных лиц и тех, кто со временем достигнет пенсионного возраста, будут обеспечивать пенсиями следующие поколения работников. Однако соотношение трудоспособного населения и пенсионеров не очень радует: в Украине до сих пор сохраняется тенденция уменьшения рождаемости и роста средней продолжительности жизни тех, кто достиг пенсионного возраста. Потому нам остается только надеяться на изменение демографической ситуации к лучшему.
Конвертационные центры
Выплата зарплат «в конвертах» предусматривает пользование услугами конвертационных центров (КЦ). Их функционирование — явление довольно распространенное в нашем государстве. Эти организации с помощью банков переводят в наличность безналичные средства, предоставляют услуги по минимизации обязательных отчислений в государственный бюджет, способствуют незаконному формированию налогового кредита и выводу валютных средств за рубеж с дальнейшим их ввозом на территорию Украины по заниженной цене. В состав типичного КЦ входит от 10 до 30 предприятий различных форм собственности. Схема их работы заключается в том, что должностные лица фирмы или учреждения оформляются как предприниматели. Ежемесячно, накануне выплаты зарплаты, такие предприниматели отчисляют из оборотных средств сумму, которую нужно перевести в наличность, — это неофициальная зарплата, затраты на бензин, бонусы, взятки на случай проверок, а также просто деньги для себя. Оформляются фиктивные акты якобы выполненных работ, деньги перечисляются через банк, а «предприниматели» снимают их со счетов.
Прибегают к услугам КЦ полные общества, общества с ограниченной ответственностью, закрытые акционерные общества, частные предприятия, словом — как физические, так и юридические лица. При этом их экономия на налогах предусматривает затраты на так называемую крышу, своего рода «взяточнический фонд», которому систематически нужно платить определенную сумму.
Поскольку государство нормами кодексов и налогами само загоняет наше предпринимательство в тень, оно же и обусловливает возникновение КЦ, при этом афишируя свои действия, направленные на ликвидацию таких центров. Систематически появляются сообщения о намерении закрыть вообще все подобные структуры.
Что нового обещает кодекс?
Согласно новому Налоговому кодексу, налоговая милиция получит право проверки (даже без предупреждения) трудовых отношений на предприятиях в частном секторе. С целью ликвидации такого явления, как «конвертные» зарплаты, и наполнения Пенсионного фонда налоговики смогут проверять работодателей на предмет трудового оформления работников, их официальной зарплаты и взносов в Пенсионный и другие социальные фонды.
Новым Налоговым кодексом предусмотрено (что, на первый взгляд, вселяет надежду) снижение НДС (до 17%), налога на прибыль предприятий (до 17%) и налога на дивиденды (до 5%), уменьшение количества местных налогов и сборов, а также упрощение бухгалтерии за счет уплаты всех взносов в один фонд — Пенсионный, вместо отдельных начислений на каждый из фондов социального страхования. При этом есть определенные нюансы: например, основная ставка налога на прибыль с начала 2011 г. составит 20%, с каждым годом она будет уменьшаться на 1% и только в 2014 достигнет 17%. По такому принципу будет снижаться и НДС. Но достаточно ли будет таких изменений для преодоления массовых выплат «в конверте» или прекращения деятельности конвертационных центров — решат время, предприниматель и возможные дальнейшие изменения, направленные на создание более комфортных условий для развития бизнеса.
А на сегодняшний день большинство трудоспособных украинцев (около 60% от общего количества населения) продолжают поддерживать теневую зарплатную схему. Подтвердила это и Организация экономического сотрудничества и развития, по наблюдениям которой, такая схема у наших граждан ассоциируется преимущественно с приумножением их доходов.
Ответственность
С ответственностью за нелегально выплаченную и полученную зарплату, на первый взгляд, все просто: для работника ввели административную, для работодателя — уголовную ответственность. Основания привлечения к последней находятся крайне редко: разве что кто-то из работников обращается с жалобой в прокуратуру (а это, как свидетельствует практика, исключительные случаи). Для предпринимателя, пойманного во время первой проверки, дело может ограничиться выговором; попался в ходе второй — придется уплатить штраф; а не исправивший ситуацию на время третьей проверки подпадает под уголовную ответственность, но чаще предприятие просто закрывают. Банки, принимающие участие в деятельности конвертационных центров, в худшем случае лишают лицензий.
Юридически меры наказания еще должны быть доработаны в Минюсте и Кабмине. Пока же следует руководствоваться положениями Кодекса законов о труде, Налоговым кодексом, Законом «Об оплате труда».
Уличить организацию в нелегальной выплате зарплат не очень сложно: об этом могут свидетельствовать разные факторы, например, фирма выплачивает только минимальную зарплату или намного ниже, чем в среднем по отрасли. Однако для осуществления контроля за ее деятельностью нужно проводить мониторинг, аналитические исследования, иметь дело с судами… Хватит ли на все это сил и средств у самих налоговых администраций, за счет которых, а также Министерства труда и социальной политики и Пенсионного фонда, обещают усилить такой контроль?
Что касается проверок, то стоит вспомнить и о постановлении Кабмина, вступившем в действие 24 ноября 2010 г., о государственном контроле за соблюдением требований законодательства о труде. Им определены три группы риска предприятий. Первые, с высоким уровнем, будут проверяться раз в год. Это учреждения, в которых наиболее вероятны случаи несоблюдения трудового законодательства, где работает свыше 200 человек. Учреждения со средним уровнем риска (от 50 до 20 человек), как обещают, будут проходить проверку один раз в два года, а с низким — не чаще одного раза в три года (предприятия, которые не относятся к субъектам хозяйствования с высоким или средним уровнем риска). Но долго ли придется ждать таких проверок — опять же, вопрос времени и того, насколько далеко от бумаги, на которой написано постановление, распространится его действие.
Где выход?
Отказ от установленных размеров налогов для государства означает потерю значительной части поступлений в бюджет. Вместе с тем снижение масштабов тенизации зарплаты зависит от законодательных изменений, нацеленных прежде всего на уменьшение налогового давления на бизнес.
По подсчетам аналитиков, экономия предприятий в условиях нелегальных расчетов с работниками составляет как минимум 20% фонда зарплаты. В сущности, это средства, утраченные госбюджетом. Если представить такой вариант, что начисления в Фонд оплаты труда уменьшаются процентов на 20–25, зарплаты легализируются и экономика подает признаки жизнеспособности, — то можно было бы представлять и снижение дефицита бюджета и Пенсионного фонда. Однако даже при таком, слишком идеалистичном для сегодняшней Украины, развитии событий следует учитывать психологию — тот же человеческий фактор. Зачем платить больше, тем более когда доверия к власти нет? Даже если уменьшат или отменят некоторые отчисления, вряд ли следует ждать бума общественной ответственности и массовой легализации зарплат. Возможно, что-то изменилось бы, если бы люди знали, где и как (конкретно) были потрачены средства из их налогов.
Власть хоть сегодня может сделать значительный шаг на пути к легализации зарплат — закрыть конвертационные центры. Тогда работодатель просто не смог бы выплачивать «в конверте». Но ни при одной власти КЦ не удавалось ликвидировать полностью. Почему? Не потому ли, что их деятельность была и остается выгодной самой власти? У каждого свои интересы и обязанности: предприниматель оберегает и поддерживает свой бизнес, работник — свой заработок, государственный служащий — свой… При этом цена для экономики, которую платит государство в целом, отступает на второй план.
Валентина Посудевская
По материалам «Зеркало недели»