Тема экономического кризиса сегодня немного отошла на второй план из-за политических перипетий, однако успокаиваться и складывать руки Украине пока что рановато, ведь преодолевать его последствия придется не один год. В этом убеждены и эксперты представительства Всемирного банка в Украине, изучавшие влияние кризиса на экономическую и социальную жизнь в Украине, а также в 27 государствах Восточной Европы и Центральной Азии. По их заключениям, самой большой проблемой для нас станет борьба с безработицей. По данным Государственного центра занятости Украины, сегодня она составляет 9%, тогда как год назад была на 3% меньше. Чтобы уменьшить количество безработных, понадобится год, а то и два. При условии, что будут созданы новые рабочие места или возвращены старые, а размеры общеобязательного государственного социального страхования останутся на уровне этого года.
— Как следствие кризиса, этакий зеркальный эффект занятости, имеем безработицу, которая реагирует на экономический кризис отдаленным эффектом, то есть с опозданием, — объясняет руководитель сектора экономики человеческого развития региона Восточной Европы и Центральной Азии Всемирного банка Эско Хентшель. — Безработица — это самый сильный ответ на кризис, и она начинает уменьшаться только спустя длительный период восстановления и роста в экономике. Например, в Чехии после кризиса 1998 года только через полтора года началось снижение безработицы, в Польше это заняло даже больше времени. Но если даже экономика начнет выздоравливать и набирать обороты, все ровно понадобится не один год, чтобы полностью восстановить рынок труда.
За период с июля 2008 года по июль 2009 количество зарегистрированных безработных в странах ЕЦА возросло на 34% — с 8 до 11 миллионов, утверждают во Всемирном банке. И это не учитывая число незарегистрированных безработных, потому что, например, в Казахстане в государственные центры занятости обратилось всего 17% безработных, а в России — только 34%. Как быстро всем этим людям повезет с трудоустройством, точного ответа эксперты не дают. Вместо этого замечают, что основной проблемой большинства стран Европы и Центральной Азии (ЕЦА) стало отсутствие спроса на рабочую силу. Как объяснил Эско Хентшель, в большинстве стран ЕЦА, в частности и Украине, значительно ухудшились условия для трудоустройства и уменьшилось количество вакансий, предлагаемых службами занятости, что подтверждают и в Государственном центре занятости Украины.
— Сейчас ищут работу подсобные рабочие, продавцы продовольственных товаров, операторы котельной, охранники, сторожа, водители, слесари, а вот работодатель ищет продавцов, водителей, поваров, трактористов, швей, и в значительно меньших количествах, чем есть предложение. И пока что мы не видим реальных изменений спроса на ту рабочую силу, где должен появиться инновационный сектор и куда будут вкладываться инвестиции, — дополнила заместитель директора Государственного центра занятости Наталия Зинкевич. — Поэтому ожиданий, что уровень безработицы следующего года существенно уменьшится, нет. По нашим прогнозам, в 2010 году искателями работы будут более миллиона человек. Сегодня рынок труда в Украине имеет депрессивные признаки, потому что спрос на рабочую силу не увеличивается. В условиях сокращения спроса на рабочую силу антикризисный закон, вступивший в силу с 13 января этого года, определил пути мотивации незанятого населения к поиску подходящей работы. Он установил определенные ограничения и санкции к тем гражданам, которые не заняли активную позицию на рынке труда и отказывались от предлагаемого трудоустройства, профессионального переобучения или общественной работы. Поэтому мы предлагаем проводить эти нормы, предусмотренные в антикризисном законе, и в 2010 году.
Настораживает специалистов и то, что скоро закончится срок выплаты социальной помощи по безработице, которую сейчас получает не одна тысяча людей. И где они окажутся, если для них не будут созданы новые рабочие места? На взгляд Наталии Зинкевич, граждане либо отчаются в поисках работы, либо выберут для этого другую страну. «Нет времени для размышлений, нужно или нет создавать новые рабочие места, это необходимо делать. Если мы пойдем путем сокращения страховых взносов на общеобязательное государственное страхование до уровня докризисного периода, ни о каких активных программах, которые помогли бы человеку в будущем возобновить свою занятость, речь идти не будет. Без активных программ все больше людей будут только претендовать на выплату помощи по безработице, поэтому нужно создавать рабочие места в тех секторах экономики, где есть мощный трудовой потенциал», — замечает пани Наталия.
Экономический кризис ощутимо повлиял почти на каждую семью. Так, по словам господина Хентшеля, в кризисных условиях небогатые домохозяйства утратили возможность брать средства в долг, существенная их часть накопила задолженности, в основном ипотечные. «Во время кризиса произошла девальвация, что сразу повлияло на цены на определенные товары. Обычно в кризис товары, потребляемые бедными домохозяйствами, дорожают. Некоторые изменения произошли и на рынке труда, пережившем определенный шок из-за массовых увольнений людей, а те, кто остался на рабочих местах, стали получать меньшую зарплату. Еще один канал влияния на безработицу — денежные переводы из-за границы, что в некоторых странах занимает серьезное место. Скажем, в 2007 году переводы для поддержки семей в Таджикистане составляли 46% ВВП, за ним идет Молдова, Киргизия, в Украине переводы составляют 4% от ВВП», — прибавил Эско Хентшель.
Еще одно последствие экономического кризиса — рост показателей бедности почти во всех странах ЕЦА. Так, в Армении, по прогнозу Всемирного банка, они могут повыситься с 23% до 30%, в Турции — с 17% до 22%, для Украины такие расчеты еще не сделаны, но, как уверены наши специалисты, уровень бедности в Украине тоже вырастет на несколько процентов. По словам директора Института демографии и социальных исследований НАНУ Эллы Либановой, этот кризис демонстрирует лишь верхушку тех проблем, которые формировались на рынке труда и в сфере занятости на протяжении периода независимости.
— Сейчас самыми острыми факторами развития рынка труда, которые мировой кризис только заострил, выступают профессионально-квалификационные диспропорции спроса и предложения рабочей силы, неполное использование рабочей силы, несоответствие структуры занятости потребностям инновационного развития экономики, высокий уровень неформальной занятости и тому подобное, — отмечает Элла Либанова. — Из-за кризиса многие предприятия обратились к практике неполной занятости. Если так продолжается в течение длительного промежутка времени, это приводит к нарастанию напряженности на рынке труда и снижению доходов от занятости. Для самого же человека, долгое время не имеющего работы, уменьшаются шансы на трудоустройство, а в стране ухудшается трудовой потенциал, и соответственно — растет социальное напряжение в обществе.
Чтобы уменьшить влияние кризиса на социальный сектор, нужны соответствующие реформы. На взгляд господина Хентшеля, странам ЕЦА, в частности и Украине, следует вырабатывать государственную стратегию, которая бы создавала новые рабочие места, защищала домохозяйства от бедности и готовила их к жизни в посткризисный период. И делать это нужно как можно скорее.
Инна Филипенко
По материалам «День»