Любопытная штука технологический прогресс: манит идея иметь максимальные возможности буквально на кончиках пальцев, но пугает перспектива лишиться работы и быть замененным роботом. Или гигом?
Кто такой гиг? Гиг — это независимый исполнитель, фрилансер, работник по краткосрочному контракту, без официального трудового соглашения.
Что такое гиг-экономика (gig-economy, гигномика, «открытая талант-экономика», «экономика свободного заработка» или «экономика краткосрочных контрактов»)? Gig-экономика — это новый формат взаимоотношений между работником и работодателем, в основе которого лежит работа вне штата или работа по краткосрочным контрактам.
Гиг-экономика — относительно новое понятие, но процессы, которые она означает, глубоко подрывают традиционные основы рынка труда.
Пока роботы разрабатываются, в мире все чаще происходят ситуации подобные той, о которой мне рассказал мой бизнес-партнер. Незадолго до карантина в Бостоне произошла забастовка работников гостиниц. Это могла бы быть очередная ничем не примечательная забастовка, если бы бастующие, к своему разочарованию, не увидели у себя за спиной поток «независимых работников» из Uber Works. Поток людей, которые шли на замену бастующим. Оказалось, что менеджеры гостиниц, не желая останавливать рабочий процесс, пригласили «независимых временных исполнителей» через Uber Works. В результате, гостиницы продолжили свою работу, а забастовка «зашла в тупик».
Работники сферы услуг ощутили угрозу одними из первых. Вместо ожидаемых роботов, которые заменят людей на фабриках и заводах, в сфере услуг произошла не только автоматизация некоторых функций (например, контакт-центры и бронирование), но и пришли «Co-bots» (скептическое понятие, состоящее из двух слов «co-worker» и «robot», означающее всех «независимых исполнителей» на базе платформ в смартфонах).
С одной стороны, перспективы мрачные:
- Рост gig-экономики может повлечь за собой нивелирование соцпакетов, отпусков, гарантий и прочих опций, которые так долго отвоевывались у работодателей. Идеология Uber Works в том, что работники должны быть такими же продуктивными и лояльными, как трудоустроенные сотрудники с длительными контрактами, но при этом, не требовать от работодателя ничего взамен.
- По мнению историка труда Аарона Бенанава, gig-экономика может «привести к падению уровня квалификации, так как традиционные высококвалифицированные сотрудники будут заменяться менее квалифицированными независимыми исполнителями.
- Рост gig-экономики, несомненно, приведет к подрыву основ трудового права, начисления пенсий и социальной помощи, так как новые формы взаимоотношений работодателей и работников не вписываются в существующие классификации.
Гиги, судя по всему, решили ударить по той стабильности, которая существовала во взаимоотношениях наемного работника и работодателя со времен Индустриальной Революции, и была закреплена мало меняющимся Трудовым Правом.
Но так ли хороша была эта стабильность? Ведь gig-экономика — это не продукт коварных корпораций, это 1) и выбор миллионов работников в пользу фриланса, аутсорса, неполного рабочего дня, проектной работы, работы по совместительству и прочих форм; 2) и выбор наших кошельков, голосующих за рост популярности платформ, предлагающих «независимых исполнителей».
Gig-экономика — это результат эволюции, поэтому маловероятно, что ее можно будет остановить, принимая запрещающие законы. Нам придется принять ее, и учитывая негативные последствия, воспользоваться преимуществами, которые она принесет.
Кто выиграет от грядущих изменений:
- Работодатели и менеджеры получат гибкость в заполнении штата сотрудников компаний в зависимости от внутренних потребностей (сезонные всплески, кризисы, развитие внутренних проектов).
- Мы все, как потребители. Получив возможность быстрее реагировать на внешние изменения, компании могут разрабатывать и выводить на рынки новые товары и услуги, отвечающие потребностям клиентов.
- Высококвалифицированные или узкоспециализированные специалисты. Я позволю себе не согласиться с Аароном Бенанава: ценность квалификации и профессионализма будет только расти: специалисты высокого и среднего уровня не только вырастут в цене, но и получат возможности увеличить личный доход, работая на нескольких работодателей.
Для справки. На рынке труда США, например, около 40% работников полностью или частично перешли на работу по краткосрочным контрактам. Рынок труда Украины сегментировать сложно, однако есть факты, косвенно говорящие о том, что в Украине gig-экономика развивается достаточно динамично. Например, компания Upwork рассматривает рынок Украины как очень перспективный, украинский онлайн-сервис заказа услуг Kabanchik уже давно вышел за рамки мелких бытовых работ.
Структура компаний медленно меняется. Текущая структура уже слишком громоздка и не соответствует динамике рынка.
Наиболее эффективной, на мой взгляд, будет следующая форма:
- Core team — центр компаний. Здесь сохранятся традиционные стабильные взаимоотношения с работодателем. По ценностям сотрудников на первое место выйдут стратегическое мышление, лояльность, soft-skills.
- Project teams — двигатель компаний. На сегодняшний день в условиях ускоряющейся динамики проектный менеджмент выходит на первый план. Не только стартапы, но и корпорации переводят планирование своей деятельности и реализацию планов в проектный режим. Среди сотрудников этого уровня будут цениться высокая квалификация, навыки интегрированного проектного менеджмента, hard-skills.
- Additional teams — бустер компаний. Этот уровень позволит компаниям быстро адаптироваться в меняющихся условиях рынка. Здесь будут требоваться ответственность, ситуативные навыки, способность быстро обучаться и включаться в работу. Пожалуй, наименее защищенный (с позиции текущего законодательства) уровень, требующий государственной защиты.
В дополнение к тем глобальным экономическим и социальным изменениям, которые двигают развитие gig-экономики, новые модели на рынке труда быстро расширяются за пределы сетей фрилансеров, интегрируя робототехнику и AI. Последние уже представляют собой новую форму «талантов», которую нужно вовлекать в рабочий процесс и учиться ею управлять. Так что для HR сейчас время больших вызовов.
Мир меняется, иногда изменения приходят не оттуда, откуда мы ожидаем. Но если эти изменения не навязаны, а возникли в результате эволюции и требований рынка (а частью этого рынка являются и те, кто ждет изменений, и те, кто их опасается), нет смысла противиться им, нужно их принять и подстроиться под новые условия, борясь за сохранение своих прав и возможностей. Адаптация стала основой выживания видов и эволюции в природе, адаптация заставляет двигать прогресс, она же заставляет каждого из нас меняться и открывать в себе новые грани.
Вас может заинтересовать |
|
|
|
Анна Рыбаченко