Известно, что стандартный компенсационный пакет сотрудника компании содержит материальную и нематериальную составляющие. В ситуации с высшим менеджментом нематериальная составляющая компенсационного пакета, как правило отсутствует, поскольку высшие менеджеры являются состоявшимися людьми и единственным нематериальным стимулом для них в пределах управляемой компании могут стать результаты, которых достигнет компания под их руководством. Поэтому компенсационный пакет высшего менеджмента содержит только материальные поощрения. В западной литературе он называется стимулирующим контрактом (incentive contract).
Структура стимулирующего контракта
Стимулирующий контракт имеет, как правило, две компоненты: фиксированную и переменную. Фиксированная часть вознаграждения не зависит от результатов деятельности компании. Фиксированная компонента, с теоретической точки зрения, является страхованием менеджера от чрезмерного риска, которому он подвергается в случае неблагоприятных макроэкономических условий или воздействия форс-мажорных обстоятельств. Величина фиксированного дохода высшего менеджмента устанавливается в зависимости от отрасли, масштабов деятельности компании, ее традиций, перспектив развития.
Основная проблема возникает при определении переменной части вознаграждения, которая как раз и несет в себе основной материальный стимул для действий менеджера в интересах компании. Существуют различные подходы к построению структуры переменной части вознаграждения. Вознаграждение может базироваться либо на абсолютных показателях (performance-based pay), либо на относительных показателях (relative performance contract) деятельности компании.
Вознаграждение, зависящее от относительных показателей, отражает результаты деятельности компании по сравнению с ее конкурентами. Относительные контракты чаще всего применяются в инновационных компаниях. Достоинством этого вида вознаграждения является избежание риска, которому подвергаются все компании и который не зависит от действий менеджера. Недостаток их заключен в провоцировании агрессивности компании на рынке по отношению к своим конкурентам. Менеджер, стимулируемый относительным контрактом, может предпринять неоправданные действия для снижения доходов компаний-конкурентов и бороться за увеличение доли рынка, занижая цены, а ценовая конкуренция может привести к снижению общих доходов отрасли и негативно отразиться на ее последующем развитии.
Вознаграждение, зависящее от абсолютных показателей деятельности компании на практике используется в двух формах — в опционных контрактах, основанных на поведении курса акций компании (stock-based compensation contract), и в контрактах, вознаграждение по которым зависит от финансовых показателей — прибыль предприятия, объем денежных потоков и т.д. (earnings-based compensation contract).
Рис. Структура стимулирующего контракта высшего менеджмента компании |
Главным преимуществом вознаграждения на основе финансовых показателей является наличие аналитических данных для компаний, акции которых не торгуются на фондовом рынке. Однако трудности возникают при выборе показателя, который справедливо отражал бы эффективность предприятия. Например, зависимость вознаграждения менеджера от оборота компании может привести к необоснованному расширению масштабов операций, независимо от прибыльности реализуемых проектов. Определение финансовых результатов — удел финансовых служб компании; не исключены манипуляции с финансовой отчетностью с целью получения необходимых показателей.
Консалтинговые компании МакКинси, Стерн Стюарт и другие разработали концепцию управления, основанного на стоимости компании (value-based management), согласно которой комбинация данных финансовой отчетности позволяет вывести коэффициенты, необходимые для определения размеров справедливого вознаграждения менеджмента компании.
Преимущество вознаграждения, основанного на показателях фондового рынка, состоит в том, что оно стимулирует менеджера на работу по увеличению цены акций, что является непосредственной целью акционеров компании. Однако такая схема вознаграждения имеет и серьезные недостатки. Во-первых, цена акций публичных корпораций колеблется ежедневно и не всегда по причинам, зависящим от самой компании (процентные ставки, соотношения спроса и предложения, общие тенденции рынка и т.д.). Во-вторых, курс акций зависит и от изменений в ожиданиях инвесторов, и от изменений в результатах деятельности компании. Опционные контракты, которые приобрели популярность в 90-х годах, оказались основным источником злоупотреблений высшего менеджмента компаний. Многие аналитики отмечают, что опционы были одной из причин нарушений в области корпоративной статистики, которые вылились в серию корпоративных скандалов в США в последние годы. Намеренная фальсификация результатов финансовой отчетности, завышение доходов с целью влияния на курс акций в некоторых случаях привели даже к краху крупнейших корпораций (Enron, WorldCom, Global Crossing, Qwest).
Кредитование, "золотой парашют"
В компенсационный пакет менеджера могут включаться также дополнительные условия, связанные с материальной стороной взаимоотношений менеджера и компании. Одной из наиболее используемых льгот является кредитование менеджмента под символический процент. С одной стороны, льготное кредитование обеспечивает некоторую лояльность и удерживает менеджеров в компании; с другой стороны, неограниченное кредитование может стать источником значительных злоупотреблений, иногда приводя к финансовым осложнениям в компании. Например, Джон Ригас (John Rigas), бывший глава Adelphia Communications, взял в долг у своей компании 3,1 млрд долларов, что привело к банкротству одного из лидеров телекоммуникационного рынка США. Поэтому при составлении контракта с менеджером необходимо накладывать жесткие ограничения на объем кредитования со стороны компании.
Важным элементом компенсационного пакета менеджмента является "золотой парашют" (golden parachute) — условие, включаемое в контракт с высшим менеджером корпорации и гарантирующее менеджеру получение значительных выплат в случае его увольнения. Объем выплат по золотым парашютам составляет, как правило, не более одного процента от текущей рыночной стоимости компании. Считается, что золотой парашют действенно мотивирует менеджеров для эффективной работы на компанию. Менеджеру не приходится задумываться о своем будущем в случае увольнения и отвлекаться на поиск источников заработка за пределами компании или, что еще хуже, в пределах компании (увод активов из компании, например). "Золотой парашют" способствует концентрации внимания менеджера на управлении деятельностью компании.
Признаки стимулирующих контрактов в российских компаниях
Общепринятые схемы материального стимулирования менеджмента, применяемые на Западе, не всегда подходят российским компаниям, которые сталкиваются с рядом неразрешимых проблем при определении формы вознаграждения. Во-первых, отсутствует ликвидный рынок ценных бумаг. Поэтому об опционных контрактах для менеджеров открытых корпораций можно забыть. Во-вторых, в условиях существующей системы налогообложения открытые выплаты сотрудникам компании неэффективны для самой компании (приходится платить большие налоги). В связи с этим большая часть вознаграждения выплачивается "черными" деньгами по договоренности совета директоров и менеджеров. Поэтому вся информация о вознаграждении высших менеджеров российских компаний является закрытой и не доступной для аналитиков. Согласно проведенному в сентябре 2002 года агентством Standard & Рооr's исследованию уровня прозрачности 42 крупнейших российских компаний, самым тщательно охраняемым корпоративным секретом является доля прибыли, которая идет на оплату услуг менеджеров компании. В среднем эта доля составляет 11%.
Все же некоторая информация просачивается в средства массовой информации, и становятся известны факты запутанных схем вознаграждения высшего менеджмента российских компаний. Если акции российской компании торгуются на западных фондовых рынках, то переменная составляющая вознаграждения менеджера может увязываться с курсом этих акций. Положительные изменения в цене принимают форму денежных бонусов и через офшорные зоны попадают на личный банковский счет менеджера в каком-нибудь западном банке. Известен и другой интересный прецедент — индивидуальный пенсионный план для высшего управляющего корпорации. При этом договор заключают с западным пенсионным фондом, и накопление суммы происходит за пределами России. (Представителями данной компании было отмечено, что они рассматривали возможность реализации подобного пенсионного плана в российском фонде, но налоговые условия таковы, что это крайне невыгодно для компании.)
Что касается дополнительных условий компенсационного пакета, то ни кредитование менеджеров, ни "золотой парашют" не получили пока массового распространения в российских корпорациях. "В России топ-менеджеры крупных компаний редко берут взаймы у своей организации. По крайней мере, в компенсационный пакет кредит не входит и при переговорах компании с потенциальным топ-менеджером никогда не обсуждается", — говорит представитель крупной рекрутинговой компании.
Организация системы вознаграждения: новые тенденции
Новейшим инструментом организации системы вознаграждения являются информационные технологии. Современный уровень развития информационных технологий позволяет внедрить высокоэффективные системы стимулирования высшего управленческого персонала, базирующиеся на агрегированных данных деятельности компании, получаемых из системы управления предприятием. При условии комплексного внедрения системы управления предприятием, информационные технологии в состоянии не только выстроить и отследить бизнес-процессы во всех сферах деятельности компании; они также предполагают взаимосвязь вознаграждения персонала, в том числе высшего менеджмента, с результативностью компании. Для этой цели, например, используются информационные решения по стратегическому управлению компанией, основанные на современной концепции Balanced Scorecard (карта сбалансированных показателей). Такие решения позволяют построить карту сбалансированных показателей как для компании и ее подразделений, так и для отдельных должностей в компании. Основные показатели деятельности (key performance indicators — KPI) группируются по четырем направлениям: финансовые показатели (например, уровень доходности), маркетинговые показатели (например, доля рынка), внутренние бизнес-процессы (напр., создание новых продуктов), обучение и рост (например, совершенствование навыков). KPI автоматически рассчитываются на основе данных, получаемых из системы управления предприятием. Основной принцип действия информационных систем управления заключается в том, что информация вводится на уровне первичного пользователя; поэтому является объективной, а рассчитываемые показатели отражают реальную ситуацию, складывающуюся в компании. При правильной организации авторизации доступа к данным системы, информация о результатах деятельности компании может попадать не только на стол менеджеров, но одновременно и в руки совета директоров (представителей собственников компании). Помимо того, что информационная система позволяет ознакомиться с объективными данными без посредничества (минуя обработку финансовыми службами компании), она может автоматически отслеживать степень достижения поставленных задач (определенных KPI) и рассчитывать размер справедливого вознаграждения высшего менеджмента компании.