Американские исследователи из Массачусетского технологического института пришли к выводу, что работники офисов получают тяжелые, в том числе и несовместимые с жизнью травмы не реже шахтеров, строителей и лесорубов, чей труд всегда считался наиболее опасным. При этом офисные сотрудники делятся на две группы. Первая — это те, кто получает серьезные повреждения по своей вине и без участия третьих лиц. Вторая — те, кому достается на орехи от разъяренных клиентов, полиции или буйного шефа.
В первой группе лидирующие позиции удерживают системные администраторы, инженеры, курьеры, уборщики и секретари, во второй — юристы, бухгалтеры и заместители руководителей.
Точной статистики офисных ранений нет, но и без статистики, по простым сводкам отделений «скорой помощи», травмопунктов и милиции можно сделать вывод, что наши клерки не уступают своим американским коллегам.
Секретарша
Девушки, сидящие у входа в офис за солидными стойками, чаще всего страдают от ожогов, порезов, травм головы и переломов конечностей. Ожоги они регулярно получают от кофейных аппаратов, кулеров и чашек с чаем, кофе или бульоном. В одной из питерских рекламных компаний была традиция: секретарь каждый день в шесть вечера должна была подогревать суп для топ-менеджеров. Какое-то время все было спокойно, руководство дружно чавкало и хлюпало бульоном, а девушка успешно справлялась со своими обязанностями, но в один прекрасный день барышня уронила на себя поднос с шестью чашками горячего супа. Она была в шерстяной юбке, что только усилило ожоги. Секретаршу госпитализировали.
Другая девушка-секретарь, на сей раз в Москве, несла в кабинет руководителя упаковку бутылок с питьевой водой. Пластик лопнул, и бутылки упали сотруднице на ноги, что привело к разрыву сухожилий.
Еще одна секретарша провела на больничном месяц с сотрясением мозга. Виной всему — плохо закрепленная оконная рама, которая упала ей на голову. Девушка всего лишь хотела открыть окно, чтобы проветрить помещение.
Нередко секретарши страдают из-за идеально надраенных стеклянных дверей. Так, секретарь-референт одного из столичных архитектурных бюро выбыла из-за столкновения с офисной дверью на месяц. По словам Олеси, она так торопилась в конце дня домой, что не заметила, что стеклянная дверь в общий холл закрыта. «У нас на двери была дизайнерская ручка, тоже стеклянная, поэтому, когда уборщицы намывали стекло, создавалось впечатление, что двери там нет вовсе. Вот я и приложилась со всего маху лицом», — вспоминает девушка. В результате она сломала нос, разбила губы и едва не лишилась зубов. Причем сама секретарша потом недоумевала, как у нее получилось удариться именно лицом. «У меня, извините, вполне приличная грудь, да и с осанкой все нормально, не хожу же я головой вперед! Должна была просто спружинить, а воткнулась носом прямо в дверь!» — жалуется пострадавшая.
У представительниц этой профессии часто встречаются тяжелые сотрясения мозга, которые происходят в основном из-за удара о столешницу. Так, сотрудница московской компании по перевозке грузов Валентина К. крепко приложилась головой о столешницу, когда полезла за свалившейся под стол папкой с документами. «Я долго их собирала, понимая, что шефу эти бумаги очень нужны, торопилась как могла, а тут еще и телефон зазвонил. Я резко выпрямилась, а дальше происходящее помню смутно», — вспоминает девушка. Удар был настолько сильным, что Валентина потеряла сознание. Разъяренный начальник, явившийся за документами буквально через минуту после инцидента, увидел только ноги секретарши, торчащие из-под стола. К счастью, все обошлось двумя неделями больничного, который к тому же оплатила компания. Увы, это скорее исключение, чем правило, поскольку работодатели редко оплачивают больничные листы своим неловким сотрудникам.
Работодатели редко страхуют офисных работников от несчастного случая. Сотрудники офисов — наименее рисковая категория для работодателя. В основном такие полисы для персонала приобретают крупные компании, в частности банки. При определении тарифа по страхованию от несчастного случая для офисных работников применяется самый низкий коэффициент. Как правило, офисный травматизм аналогичен бытовому (ушибы, порезы и прочее). Большинство страховых случаев среди офисных работников происходит на улице по дороге на работу или домой, например зимой, когда любой человек может легко поскользнуться на льду и получить травму.
Несмотря на то что «офисный планктон» почти не страхуют, травмы и повреждения случаются часто, что, в общем-то, и объясняет нежелание работодателей тратить деньги на покалеченный персонал.
Курьер
Целая серия нападений на курьеров прошла в марте в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. Все преступления строились по одной схеме. Через интернет-магазин товар заказывался на адрес съемной квартиры, преступники избивали курьера, забирая заказ и, само собой, не оплачивая его. Найти мошенников не так-то просто — адреса у них каждый раз новые.
Заблуждаются те, кто считает работу курьера простой и незамысловатой. Помимо материальной ответственности, которую работник несет за то, что перевозит, на его плечи ложится еще и забота о собственной целости и сохранности.
На Алексея, работавшего курьером в столичной компании, занимавшейся программным обеспечением, напала стая бродячих собак. Молодой человек с трудом отбился от псов лишь ценой прокушенных ног, правой руки и спины. Уколы ему делают до сих пор.
Курьеры чаще других офисных работников попадают под машины. Торопясь развезти товар или документы, они перебегают через улицы в самых неожиданных местах. Если столкновение происходит по вине пешехода, то работодатель обычно не оплачивает расходы на лечение.
Бухгалтер
Работа счетовода, как правило, тихая, спокойная, однообразная, даже занудная. Но это только на первый взгляд. Мало того что на бухгалтеров нападают, мошенники их регулярно грабят, а правоохранительные органы обвиняют в хищении, подделке документов или другой незаконной деятельности. Вдобавок ко всему, если вам «повезло» с начальником, склонным к авантюрам, вы постоянно будете подвергаться давлению: то «левую» сделку заставят подписать, то часть средств от налоговой скрыть, то «обналичкой» заняться.
В конце прошлого года сотрудники правоохранительных органов задержали мошенников, подделавших векселя Сбербанка стоимостью 20 миллионов рублей и пытавшихся их продать. Если бы бухгалтер обратился в банк с такими приобретенными бумагами, то пошел бы по статье Уголовного кодекса «Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг».
Другая опасность связана с периодически возникающей необходимостью возить крупные суммы. Бухгалтер рискует даже в том случае, если едет в машине с охранником. Один из примеров — случай, произошедший в Подмосковье. Вооруженные грабители спровоцировали автоаварию. Отобрать сумку с деньгами, угрожая оружием, и скрыться после этого не составило труда. После этой злополучной поездки фирма недосчиталась более 6 миллионов рублей, а бухгалтер — львиной доли нервных клеток.
Инженер
Инженер-наладчик из Владимира получил смертельные травмы, упав с высоты 3,5 метра. Он работал на незакрепленном деревянном настиле, который сместился в самый неподходящий момент.
Инженеру на одной из гидростанций затянуло в станок кисть руки. Мужчина и сам не понял, как это произошло, ведь в родном цеху он знает каждую гайку. В больнице настаивали на ампутации. Пострадавшему инженеру повезло: попался смелый и ловкий хирург, который рискнул сделать операцию. Рука была спасена.
В офисах инженеры чаще всего страдают из-за электричества и мебели. При наладке и ремонте электропроводки их регулярно бьет током, при переездах они отдавливают себе ноги и руки мебелью.
Кроме того, на инженеров обычно ложится работа по обустройству нового офиса компании или приемке новых помещений, что тоже сопряжено с риском для жизни и здоровья. Так, в Подмосковье при приемке новых складских помещений под инженером подломилась лестница, ведущая на третий этаж склада. Бедолага пролетел один пролет, проломил лестницу на втором этаже и приземлился на бетонный пол. К счастью, он отделался лишь серьезными ушибами.
Похожая история приключилась с инженером строительной компании в Архангельской области. Андрей Х. отправился осматривать новые помещения. Света там еще не было, инженер бодро шел по коридору второго этажа, открывал двери, осматривал комнаты. Отворив очередную дверь и шагнув внутрь, Андрей понял, что падает вниз. «Там просто не оказалось пола, да еще окно было завешено какой-то тряпкой. Спасло меня только то, что я не успел отпустить ручку двери». Объект инженер не принял, а вот за качественно приделанные ручки от души похвалил рабочих.