Так уж случилось, что выпускники наших школ часто поступают в вузы не по способностям, не по призванию, а по инерции. Заботливых родителей греет мысль о том, что, получив диплом, их чадо будет сидеть в теплом кабинете с чистыми ручками, не клятый, не мятый — успевай только зарплату получать. Однако сегодня все чаще после окончания вуза либо работают не по специальности, либо пополняют армию безработных. Основная проблема — мало кто исследует текущий спрос и доносит эти цифры к сведению учащихся. Все пошли в юристы и экономисты. Так, по данным специалистов Конфедерации работодателей, 42% безработных по всей Украине — это экономисты и юристы.
В то самое время, когда абитуриенты штурмуют юридические и экономические факультеты «вышек», старые добрые техникумы и профтехучилища скромно курят в сторонке. Здесь не требуют наличия семи пядей во лбу, не выставляют огромные счета за семестр, обеспечивают временным жильем и рабочим местом. Однако мысль о том, что по окончании среднетехнического учебного заведения придется пойти на такую работу, где нужно работать (!), молодежь не прельщает. Не то чтобы выпускники школ совсем к нам не шли. Все специальности, связанные с ремонтом автомобилей, пользуются завидным спросом. Равно как не жалуемся на недобор операторов компьютерного набора. Но по некоторым специальностям наблюдается ощутимый недобор. Так, минимальные наборы производятся у нас по специальностям: машинное, токарное, фрезерное дело. Уже семь лет, как пришлось ликвидировать лицензию на специальность станочник широкого профиля — долгое время заявлений от абитуриентов не поступало вообще. Сейчас сложилась такая ситуация, что найти хорошего фрезеровщика в Украине почти невозможно. Доходит до того, что в макетных мастерских, конструкторских бюро, там, где нужно сделать деталь с ювелирной точностью, вызывают пенсионеров советской закалки. Все дело в том, что старшее поколение уже вышло на пенсию, а молодое просто не пришло.
Перекос случился из-за резкого спада промышленности. Заводы вдруг перестали заказывать специалистов, выпускники не смогли трудоустроиться, пришедшие им на смену выбрали более выгодные специальности. Результат — разрыв между производством и подготовкой кадров. Последние из могикан теперь — на вес золота.
Требуются!
То, что работодатели буквально охотятся за рабочим классом, подтверждают и в рекрутинговых агентствах. «Спрос на рабочие специальности всегда высок, — хором заявляют аналитики компании «Робота плюс», рекрутингового агентства «Пропоную роботу» и еженедельника по трудоустройству «Пропоную роботу». — Толковые рабочие были нарасхват и до кризиса, и в самый его разгар. Работодателям приходится гоняться за хорошим специалистом: если один указал зарплату в 3000 грн., другой ставит уже 3500, чтобы работника переманить. Но, к сожалению, запросы работодателей иногда очень сложно выполнить. Они ведь требуют готовых специалистов с разрядом и опытом работы (будь то токарь, слесарь или фрезеровщик). А ситуация зачастую складывается такая: вчерашние студенты профтехучилищ не спешат искать работу по специальности. Приходит плиточник, мы потираем руки: профессия востребованная, зарплата достойная — есть что предложить. А он по специальности работать не хочет — ему работу в офисе подавай». С молодыми энтузиастами другая проблема: заказчики не готовы тратить время и силы на обучение «сырого материала».
Самые дефицитные
Зато готовых мастеров отрывают с руками и ногами. «Очень большой спрос на плиточников, штукатуров. Запрашивают целые бригады. Также очень востребованы слесари, монтажники, электрики. Для этих специалистов у нас открыто более 100 вакансий, а звонков поступает 25–30 в неделю», — признается представитель агентства «Пропоную роботу».
Из-за нехватки специалистов сложно закрываются вакансии для автослесарей, шиномонтажников, автослесарей-ходовиков, автоэлектриков, сварщиков. Кстати, украинские сварщики достойны отдельного разговора. Их знания и умения по достоинству оценили за рубежом, отсюда дефицит специалистов в Украине. В Норвегии, к примеру, хорошему сварщику предлагают заработную плату в десятки раз выше, чем в Украине. Зарубежные предприятия напрямую работают с Институтом электросварки им. Е. Патона, так как здесь готовят специалистов высочайшего уровня, а такие нужны всегда и везде.
Ложка дегтя
Но не все так радужно в рабочем секторе рынка труда, как может показаться на первый взгляд. Особенно в сфере промышленности и производства. Новых людей набирают очень мало. Даже у лидеров рынка открыты единичные вакансии на рабочие специальности. В основном же востребованы менеджеры по продажам и управленцы среднего звена. Даже в относительно благополучной сфере производства повседневного спроса (FMCG-рынок), где за счет быстрого оборота и ориентации на внутренний рынок дела по-прежнему идут неплохо, редко когда набирают рабочих. Больше всего в этой области шансов найти работу у инженеров узкой специализации и менеджеров. В редких случаях, когда происходит увеличение мощностей на производстве, открываются вакансии рабочих специальностей. И вообще не набирают новых людей на машиностроительные предприятия. Сокращения людей на предприятиях за время кризиса достигли 50%. Сейчас загруженность мощностей — от 10-ти до 20-ти%. С начала этого года никого не сокращают, но и новых людей, естественно, не берут.
Что касается строительства, то сегодня, если и набирают людей, то на строительство частных домов. Больших строек сейчас мало. А на тех, что размораживаются или запускаются, уже есть люди. Сейчас новые рабочие места для строителей редко создаются. Недостающих вызывают из долгосрочных отпусков. Многие компании работают по системе аутсорсинга. Это когда агентство предоставляет временных работников, с которыми составляют срочные договора на 2–3 месяца.
Не должно вводить в заблуждение и большое количество вакансий для грузчиков и разнорабочих. «Так, у нас есть 173 вакансии для грузчиков. Но при этом в неделю поступает 200 звонков от соискателей. По разнорабочим такая ситуация: на 154 вакансии — 250 звонков в неделю», — говорит представитель агентства «Робота плюс».
Резюме
Итак, спросом пользуются те рабочие, которые могут оказать «скорую помощь» человеку в повседневной его жизни — по домашней работе, по обслуживанию автомобилей, т. е. которые могут решать первоочередные бытовые задачи. У них работа есть всегда. Менее востребованы те, кто специализируется на ремонте квартир и строительстве частных домов (здесь особо в цене узкопрофильные специалисты — каменщики, плиточники и т. п.). И уж совсем не перебирают харчами рабочие, задействованные на производствах.
Сколько зарабатывают
«Заработная плата у рабочих чаще всего сдельная. Большинство работодателей не указывают конкретные цифры, ведь есть несколько факторов, влияющих на размер зарплат (сезонность, объем заказов), — рассказывают в еженедельнике «Пропоную роботу». — Но в большинстве случаев можно сказать, что высококвалифицированные рабочие могут получать больше дипломированных специалистов. Инженеру-энергетику предлагают з/п в 1600 грн., а механику — 3200 грн.».
Волка ноги кормят
Конечно, указывают зарплаты и поменьше. Скажем, сейчас есть предложения для электрика с зарплатой в 2500 грн. Но при желании он может заработать гораздо больше. «Представьте, что электрик работает в «Киевэнерго» (это его основная работа) и получает там 2500–3000 грн., — рассказывает председатель правления объединения совладельцев многоквартирных домов в Днепровском районе Дмитрий. — Плюс — наши 1500 грн. Это уже больше 4000–4500 грн. Учтите при этом, что он может выполнять заказы где-нибудь еще. Так, сантехник получает у нас 1300 грн. Казалось бы, немного. Но учтите при этом, что у него на балансе еще несколько домов, где он зарабатывает не меньше. Итого, скажем, если у него 4 дома на обслуживании, то за месяц может накапать 5200 грн. Так что его общий доход зависит только от трудолюбия».
Мужезаменители
Умельцы также востребованы в конторах, которые в народе окрестили «Муж на час». К их сотрудникам часто обращаются, когда уже не надеются на жэковских работников, либо когда в доме безрукий или очень занятый мужчина. «По большому счету на образование и стаж соискателей при приеме на работу я не смотрю. В моей команде работают даже 20-летние парни с незаконченным высшим, еще и не по специальности. Для меня важнее, как человек выдержит проверку на деле», — рассказывает основатель компании услуг Юрий, в бывшем компьютерщик, всего за пару лет освоивший премудрости строительного дела. Своей команде «почасовых мужей» Юрий предлагает нефиксированную зарплату. Основная ее часть — процент от заработанного для фирмы. При полной загруженности один рабочий может получить 300–400 грн. в день. Когда улов невелик, придется довольствоваться 150–200 грн. Итого при 5-дневной рабочей неделе можно заработать в месяц в среднем 4000–6000 грн.
«Есть фирмы, в которых тарификация почасовая. Но я считаю, что это неправильно. В этом случае мастеру выгодно растягивать процесс. У нас же существует прайс-лист, в котором указана фиксируемая стоимость каждой из услуг. За какой отрезок времени выполнить работу — полчаса или три — личное дело каждого». На сегодня из 30 анкет, присылаемых соискателями, Юрий выбирает только две. Остальные ждут своей очереди — вдруг в скором будущем придется проводить добор персонала.
Свободное плавание
И все же, самые предприимчивые в поиске наживы отправляются в свободное плавание. Все, кому надоело работать «на дядю», объединяются в нелегальные ЧП. «Несколько наших выпускников-столяров, поработав на государственных предприятиях по распределению, сбросились деньгами, купили подержанный автомобиль и стали разъезжать по городу, выполняя частные заказы по установке деревянных окон, дверей и настилу паркета. Еще один выпускник, пожив на ставку оператора компьютерного набора, сориентировался и открыл свое маленькое дело. Он печатает под заказ брошюры, календари, плакаты и открытки», — делится директор Киевского профессионального лицея «Политехник» Павел Поляков.
Елена Францева
По материалам «Сегодня.ua»